"Вы не граммар-наци, если разделяете ошибки и качества человека, их сделавшего"

Одного из организаторов "Тотального диктанта" спросили о желании убивать за безграмотность. С неудобными вопросами представители прокуратуры пришли к Алексею Павловскому. Его фирма "Бонус-М" проводила популярный тест в Ростове-на-Дону. Ведущий "Коммерсантъ FM" Алексей Корнеев обсудил тему с Андреем Бильжо — художником, писателем и ресторатором, а по образованию — психиатром.

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

Как рассказал сам Алексей Павловский, стражи порядка спрашивали его про так называемых граммар-наци и интересовались, не финансируют ли они его деятельность. На своей странице в Facebook Павловский написал: "Показывали картинки, которые это движение использует, а там стилизация под нацистскую символику, и о моем отношении к этим картинкам. Еще интересовались, какие чувства я испытываю к людям, которые делают ошибки, нет ли у меня желания их уничтожать". Так называемые граммар-наци — это люди, которые обращают внимание на любые ошибки в тексте или речи.

— Андрей Георгиевич, доброе утро!

— Доброе утро, Алексей. Этот популярный тест "Тотальный диктант", в котором участвуют желающие по всей стране, проверяют себя на грамотность, не стесняются этого. Проводится он инкогнито, то есть не афишируют потом в прессе, кто из известных людей сколько ошибок наделал, но люди проверяют себя. Я тоже писал диктант, сделал довольно много ошибок.

Тут еще несколько интересных историй, я сейчас расскажу про символику граммар-наци, кто такие граммар-наци расскажу вам коротко, но еще была история. В марте 2015 года жительницу Улан-Удэ Марию Бурдуковскую приговорили к штрафу за размещение у себя на странице нацистской символики, за которую полиция приняла эмблему граммар-наци.

Что же это за эмблема такая? Это красный фон, белый круг, и в центре буква G, но так угловато написанная, как и свастика такая угловатая, но это буква G, немножко развернутая. Да, это такая штука. Алексей, давайте с вами немного подискутируем: вы делаете замечания в резкой форме людям, которые делают ошибки, вашим друзьям, например, которые пишут вам письмо или SMS-сообщение? Влияет ли ошибка на ваше отношение к этому человеку, к вашему другу, товарищу, приятелю, который эту ошибку совершил?

— В чем-то да, я как-то уже начинаю относиться к этому человеку немного настороженно, честно скажу.

— А что вас настораживает? Вы больше не будете с ним вести… Причем это человек, которого вы знаете, вам интересно с ним разговаривать, но вдруг он, как у граммар-наци есть такой плакатик: "В России есть две беды: "ться" и "тся". Вот человек пропустил мягкий знак. Вы больше с ним не будете разговаривать на серьезные темы?

— Нет, я сделаю замечание, конечно.

— Нет? Значит, вы все-таки не граммар-наци, потому что вы разделяете ошибки, которые человек может сделать, и человеческие качества, и литературный язык, например, словарный запас. Для меня это играет гораздо большую роль. Сознаюсь, я делаю ошибки, как я уже сказал, но при этом у меня огромное количество словарей. Меня успокоил в свое время мой друг Лев Семенович Рубинштейн, который идеально знает русский язык, сказав мне, что нет людей, которые с уверенностью могли бы сказать: "Да, я не сделаю ни одной ошибки, я знаю блестяще русский язык".

Это очень важная штука, потому что другой замечательный филолог, все книги которого я читаю с удовольствием, которого зовут Максим Кронгауз, сказал такую фразу: "Воспитанность состоит не в том, чтобы не пролить соус на скатерть, как известно, а в том, чтобы этого не заметить". Это известная фраза. Дальше Максим говорит: "Поправлять взрослого человека бессмысленно. Это ставит его в неловкое положение. Люди, которые поправляют, хотят показать, что они в каком-то отношении выше собеседника, лучше владеют нормой, но надо поправлять детей". В этом смысле я согласен с Максимом Кронгаузом. Плюс еще одна вещь, о которой, наверное, вы не очень знаете, Алексей.

— Да, наверняка.

— Очень многое зависит от активности двух полушарий, правого и левого. Известно, что грамотность, ответственность за грамотность, правильное чтение, распознавание букв у людей, особенно у детей, дальше это можно развивать, находится в левом полушарии. И, таким образом, если бы это знали педагоги, ребенок, который делает ошибки, часто это бывает не потому, что он плохо знает правила устного русского языка, а просто потому, что у него проблемы находятся там, в левом полушарии, и с ним должен работать логопед, психолог, врач-дефектолог и так далее. Он в этом смысле ни в чем не виноват, это могут быть последствия послеродовой травмы и так далее, и тому подобное.

Я отлично помню, когда я работал 15 лет в "Коммерсанте", в кабинетах с прозрачными дверями и стенами сидели рерайтеры, корректоры, редакторы, обложенные стопками толстых словарей всевозможных, фразеологических, толковых, орфографических разных изданий. В разных изданиях были разночтения, поэтому терпимое отношение и проверка своей грамотности, конечно, необходима. В этом смысле эти люди, которые вызвали этого человека на допрос, я уверен, что если бы их проверили на грамотность, они бы сделали кучу ошибок. Также бойцы, которые воюют на известных территориях и отстаивают право говорить по-русски, иначе говоря, отстаивают право не учить другого языка, просто неохота учиться.

Я уверен, что если их посадить писать тотальный диктант, элементарный для пятого-шестого класса, то там были бы сплошные красные галочки на полях. В конце там было бы написано: "Два с минусом". В этом смысле абсолютные разночтения. С одной стороны, отстаивают русский язык, а с другой стороны, его очень-очень плохо знают, и никто из них не очень хочет учить. С третьей стороны, нужно относиться терпимо друг к другу и развивать желание учиться.

Будьте здоровы, держите себя в руках, учите русский язык, не комплексуйте, если делаете ошибки, а просто старайтесь исправлять их. Старайтесь исправлять свои ошибки и в них сознаваться себе и окружающим. Будьте здоровы.

Вся лента