«Потребуется время, чтобы оживить кредитование»
Экспертное мнение
Кредитную политику банков после снижения ключевой ставки Банком России комментирует глава приволжского филиала Ассоциации региональных банков России, председатель комитета по экономике и промышленности законодательного собрания Нижегородской области Михаил Гапонов.
— В апреле Банк России понизил ключевую ставку с 14% до 12,5%. Как это повлияет на кредитную политику банков в ближайшей перспективе?
— Снижение ключевой ставки — закономерная тенденция. Слишком высокая ключевая ставка, установленная в результате осенних событий, вредна для экономики — реальный сектор просто не справляется с такой нагрузкой. Об этом много говорили на разных уровнях, законодательное собрание Нижегородской области по инициативе профильного комитета тоже принимало обращение к федеральным властям с просьбой снизить ставку. Так что ее планомерное сокращение — благо для экономики, потому что это дает возможность промышленным предприятиям получить доступ к кредитным ресурсам по приемлемым ценам. Но надо понимать, что ставки по кредитам не снизятся одномоментно — мгновенной реакции не будет. Дело в том, что банки в течение нескольких месяцев привлекали средства граждан под повышенные проценты и брали на себя долгосрочные обязательства по обслуживанию этих депозитов. Сейчас, я думаю, начнется обратный процесс — банки будут снижать ставки по вкладам. Соответственно высокие депозитные ставки, установленные некоторое время назад, будут размываться, а это даст возможность снизить ставки по кредитованию и оживит рынок. Но, повторюсь, на это потребуется время.
— Как сейчас меняется качество кредитных портфелей в банках?
— Ухудшается. Экономическая ситуация не самая благополучная, в ряде отраслей — в строительстве, транспорте — есть очевидные сложности: снижаются реальные доходы физлиц (некоторые предприятия переходят на четырехдневку, другие сокращают зарплаты), есть проблемы в региональных бюджетах... Все это приводит к ухудшению возможностей населения и предприятий по обслуживанию займов. Значит, ухудшается и качество кредитных портфелей банков, особенно тех, которые в последнее время нарастили большие объемы потребительского кредитования. Не устану повторять, что в нынешних условиях оптимальна политика сдерживания роста кредитного портфеля.
— Однако Сбербанк, например, в середине апреля заявил о планах по существенной корректировке объемов резервов на возможные потери по ссудам, подлежащих начислению в течение года. Станет ли это трендом?
— Нет, не думаю. Каждый банкир исходит из собственной сложившейся практики, но, на мой взгляд, сейчас нет условий ни для сокращения резервирования, ни для роста банковской прибыли. Резервы — это отражение плохих кредитов в банковском балансе, а их доля растет.
— Тем не менее Минэкономики РФ готовится пересмотреть антикризисные планы по господдержке, ссылаясь на то, что по факту падение экономики оказалось не столь глубоким, как прогнозировалось. Вы согласны с этой оценкой?
— Нет, я не вижу признаков радикального оздоровления в экономике. Дна в том смысле, что «опустились, отскочили и начали расти», не будет. По сути, никакого резкого падения и не было: в период 2008–2010 годов правительство РФ и Банк России отработали все механизмы купирования резких негативных сценариев. В последние годы мы имеем дело с вялотекущей затяжной стагнацией, или рецессией в отечественной экономике. Этот процесс очень неприятный, потому что просто не существует готового набора мер, с помощью которых можно было бы быстро все исправить. Ситуация системно тяжелая, но не надо по этому поводу стенать и плакать. Да, это очень непростые экономические условия, но и в них можно и нужно работать. В принципе любая нормальная бизнес-единица должна быть к этому готова — специальные кризис-тесты, тесты на стрессоустойчивость придуманы как раз для того, чтобы испытать способности бизнеса.
— Какова судьба инициативы регионального законодательного собрания, ходатайствующего о докапитализации региональных банков за счет средств Агентства по страхованию вкладов?
— Да, наша инициатива по допуску региональных банков к средствам АСВ, выделенным на докапитализацию, получила поддержку на федеральном уровне. Мы предложили ряд критериев, которым должны удовлетворять банки, чтобы получить господдержку. Так, банк должен быть из числа первых трех-четырех по размеру капитала в регионе, принимать участие в программах финансовой поддержки развития малого и среднего предпринимательства (доля кредитов малому и среднему бизнесу в его общем объеме кредитов должна составлять не менее 40–50%). Эти идеи единогласно поддержала профильная комиссия Совета законодателей РФ (совещательный и консультативный орган при палатах Федерального Собрания Российской Федерации. — „Ъ“), принято и оформлено соответствующее решение. Минэкономики РФ пока настаивает на том, что сначала надо завершить первый этап и докапитализировать крупнейшие банки, а потом уже на практике разработать критерии для второго этапа. Но это неправильно — основной объем нагрузки по кредитованию малого и среднего бизнеса приходится именно на региональные банки, и нашу позицию в этом смысле поддерживает и Российский союз промышленников и предпринимателей, и Торгово-промышленная палата. Вопрос не теряет актуальности, и сейчас слово за федеральным правительством.