«К концу года банковский сектор будет работать активнее»
Экспертное мнение
Банковский рынок, как и другие отрасли экономики, уже отходит от шока, пережитого в 2014 году и вызванного девальвацией рубля, повышением процентной ставки. Текущие тенденции и перспективы развития банковского сектора оценивает управляющий филиалом банка ВТБ в Нижнем Новгороде Игорь Рожковский.
— Игорь Леонидович, как вы охарактеризуете ситуацию, сложившуюся на банковском рынке на данный момент?
— С моей точки зрения, тот шок, который испытал российский бизнес после девальвации национальной валюты в конце 2014 года, уже прошел. В декабре, чтобы прекратить дальнейший обвал рубля и спекуляции с иностранной валютой, была поднята ключевая ставка. Из-за введения санкций на банковский рынок прекратился приток ликвидности. В результате всего этого возникла неопределенность относительно перспектив развития экономической ситуации. В начале года мы наблюдали снижение деловой активности в целом и инвестиционной в частности, что, безусловно, сказалось и на банковской сфере. В данный момент, на мой взгляд, бизнес адаптируется к существованию в текущих условиях. В том числе это связано с рядом мер, предпринятых властью, таких как постепенное снижение ключевой ставки ЦБ, введение льготной ипотеки и льготного автокредитования. Эти действия помогают расшевелить замершие в ожидании ясности рынки. Мы наблюдаем оживление и в банковском секторе. В целом ситуация сейчас, безусловно, лучше, чем в первые месяцы года.
— В конце апреля Центробанк вновь снизил ключевую ставку с 14% до 12,5%. Как это в ближайшей перспективе отразится на деятельности банков?
— По моему мнению, снизив ставку, регулятор оправдал ожидания и банковского сообщества, и бизнеса. И по прогнозам аналитиков ВТБ, ЦБ продолжит постепенно снижать ставку в течение года. Ожидается, что к четвертому кварталу она опустится до 11–10%. Все это будет способствовать положительной динамике в отрасли
— Приведет ли снижение ключевой ставки к удешевлению кредитных ресурсов?
— Сегодня стоимость банковских денег напрямую зависит от ключевой ставки Банка России, поскольку игроки рынка ограничены в получении средств со стороны западных финансовых институтов. Когда в декабре ключевая ставка достигала 17%, кредитные ставки в банках с учетом необходимости покрытия операционных расходов и получения прибыли превышали 20% годовых. Возможно, в этот период ставка носила в том числе ограничительный характер, чтобы исключить спекуляции и оградить бизнес от опрометчивых шагов. После того как ставку опустили до 14%, банки снизили стоимость денег для заемщиков. И тенденция на снижение продолжается. Мы ожидаем, что кредитные ресурсы вслед за очередным понижением ключевой ставки также подешевеют на 1–1,5%.
— Возникают ли в сегодняшней непростой ситуации проблемы с заемщиками в плане возврата кредитов?
— В нашем банке серьезных проблем по этому направлению нет. Заемщики ВТБ — это опытные предприниматели, которые прошли вместе с банками уже не один сложный период, в том числе кризис 2008 года. Еще семь-восемь лет назад предприниматели, рискуя, брали краткосрочные кредиты для реализации длинных проектов, из-за чего в 2008 году произошло большое количество дефолтов. Сегодня бизнесмены стали финансово более грамотными и лучше планируют движение денежных потоков. С ситуацией «экономических ножниц», когда по некоторым направлениям деятельности произошло резкое снижение объемов продаж, а банки были вынуждены поднять кредитные ставки, часть предпринимателей справляется самостоятельно, другая — прибегает к помощи банков. Мы ведем переговоры, договариваемся о реструктуризации долга. Наша задача — сделать так, чтобы клиент прошел через сложные экономические условия с наименьшими потерями и продолжил развивать свой бизнес.
— Банки смягчили требования к существующим заемщикам?
— Все зависит от ситуации и конкретного заемщика. Не нужно забывать, что банки должны выполнять свои обязательства перед вкладчиками и выплачивать проценты по депозитам, и значит, долги должны возвращаться вовремя. Если клиент, у которого возникли проблемы с возвратом кредита, готов к диалогу, мы тоже идем ему навстречу. Но есть такие заемщики, которые пытаются использовать экономическую обстановку и уклониться от своих обязательств. Наш филиал, к счастью, с такими случаями не сталкивался, поскольку мы очень тщательно подходим к выбору партнеров.
— Изменился ли подход к оценке новых клиентов?
— Безусловно, мы стали более консервативными. Если еще в прошлом году банки могли делать прогнозы на год — два вперед, то сегодня просчитывать риски на длительный период сложно, поэтому одни отрасли мы кредитуем более активно, с другими стали работать осторожнее.
— По вашим оценкам, какие области экономики пострадали от кризиса больше всего, а какие по-прежнему остаются перспективными?
— На мой взгляд, сильнее всего пострадала строительная отрасль, в частности, жилищное строительство. Хотя с помощью введения льготных ставок по ипотеке его сейчас пытаются оживить. Достаточно серьезно просела автомобильная отрасль, здесь объемы продаж упали на 40–50%.
Перспективными, по нашим оценкам, являются оборонно-промышленный комплекс, в который последнее время активно вливаются государственные средства. Также это атомная отрасль и обрабатывающая промышленность, которые традиционно сильны в Нижегородской области. Одним из приоритетных направлений для нас по-прежнему остается продуктовый ритейл, с которым мы всегда работали активно и продолжаем наращивать клиентскую базу и сейчас. Сфера ЖКХ также является для ВТБ перспективным направлением. В этом году мы продолжим кредитование двух наших основных региональных партнеров в этой отрасли — ОАО «Нижегородский водоканал» и ОАО «Теплоэнерго». Кстати, в конце апреля ВТБ предоставил Нижегородскому водоканалу кредит в сумме 800 млн рублей на модернизацию предприятия.
— Работает ли ВТБ с аграрно-промышленным комплексом?
— В регионе банк пока не очень активен в этом сегменте. Отмечу, что в структуре валового регионального продукта на долю АПК приходится всего 5%, то есть отрасль не является основной для региона, а ВТБ работает с основными для области секторами экономики. Но мы постоянно отслеживаем и анализируем ситуацию на этом рынке. Мы знаем, кто является лидером аграрно-промышленного комплекса региона, какие инвестиционные проекты планируется реализовать, и уже понимаем, сотрудничество с какими компаниями в перспективе возможно.
— Как, на ваш взгляд, будет развиваться банковский рынок в этом году?
— Я полагаю, что к концу года в стране появятся положительные экономические тенденции и банковский сектор будет работать более активно. Что касается нашего банка, то, по консервативным прогнозам, к концу года кредитный портфель ВТБ в нижегородском регионе вырастет на 5%. Мы будем пристально следить за его качеством и уделять еще более пристальное внимание отношениям с клиентами. Что касается объема привлеченных средств, то он вырастет примерно на 15–20%. Кстати, по результатам первого квартала мы отмечаем существенное пополнение расчетных счетов, депозитов и счетов до востребования. За первые три месяца этого года мы увеличили наш портфель привлеченных средств вдвое. Полагаю, что этот тренд будет сохраняться на протяжении всего года.