Образцы для вымирания

Главные выдуманные динозавры

К выходу "Мира юрского периода" Анна Сотникова вспомнила знаменитых динозавров, повлиявших на то, как мы представляем себе сегодня этих существ

Барни

Порождение фантазии техасской учительницы начальных классов Шелби Лич, большой плюшевый фиолетовый тираннозавр Барни впервые появился на американских телеэкранах в 1992 году и практически сразу стал для Америки тем, чем позже станут телепузики для всего остального мира — одним из основных объектов насмешек и пародий для мейнстримового юмора. Как и "Телепузики", сериал "Барни и его друзья" был ориентирован на детей самого младшего возраста. В угоду консервативным педагогическим идеям того времени, "Барни" был нарочито милым, глуповатым и не перегружал зрителей информацией. Это, с одной стороны, сделало его неимоверно популярным у целевой аудитории, а с другой — превратило внетелевизионное существование динозаврика Барни в натуральный ад. В 1993 году, например, против Барни объявили джихад — правда, джихад не настоящий, а придуманный в Usenet группой гиков. А на YouTube, скажем, легко можно найти несколько десятков видео, где фиолетового гиганта взрывают, жгут, травят арахисовым маслом — короче, убивают особенно изощренными способами. Но окончательным признанием статуса Барни как одного из главных мучителей человечества стало использование заглавной музыкальной темы сериала как инструмента психологических пыток узников лагеря в Гуантанамо. Как сообщается, песня в этом качестве оказалась куда действенней, чем, скажем, хиты группы Metallica.

Велоцирапторы

"Парк юрского периода" изменил отношение публики к динозаврам: после выхода фильма в 1993 году в них стали видеть не только кровожадных тварей, но и живые существа, обладающие некоторым интеллектом. Самыми умными динозаврами в мире юрского периода оказались велоцирапторы — своего рода интеллектуальные (и очень, очень голодные) машины для убийства, способные устраивать ловушки, открывать двери, пользоваться "Линуксом" и съесть Сэмюэла Л. Джексона. Во второй части они, правда, почему-то оказались ночными существами и даже не съели Винса Вона, а в третьей и вовсе стали цветными пацифистами и окончательно деградировали. Остается некоторая надежда, что в "Мире юрского периода" эти существа как-то реабилитируются.

Дино

Домашний любимец семьи Флинтстоунов Дино — относительно маленький, довольно нелепый динозавр, похожий по своему поведению на преданную собачку. В оригинальном мультипликационном сериале шестидесятых годов его роль, в сущности, сводится к нескольким постоянным гэгам — однако Дино, как и полагается всякому популярному динозавру, умудрился оставить после себя значительный след. Его архетип наследуют и прочие мультлюбимцы: от Дино берут свое начало и Маленький помощник Санты, грейхаунд семьи Симпсонов, и собачка Астро из "Джетсонов", и даже Брайан из "Гриффинов" — без домашнего животного в американском массовом сознании не может существовать ни одна уважающая себя анимационная семья.

Йоши

Отношения видеоигр с динозаврами всегда были сложными: по большей части индустрия воспринимала их либо в амплуа гигантских убийц (см. игры серии "Turok" или запредельный по своей жестокости файтинг "Primal Rage"), либо как расходный материал (см. ролевые и стратегические игры вроде "Carnivores", "Fossil Fighters" и "Combat Of Giants"). Так или иначе, одного динозавра из видеоигр сможет назвать практически любой. Йоши, зеленое антропоморфное создание, отдаленно напоминающее ти-рекса, прославился своей дружбой с Марио — пожалуй, самым известным персонажем видеоигр в мире. Впервые появившись в 1990-м году в "Super Mario World", Йоши с тех пор регулярно помогает усатому итальянскому водопроводчику спасти принцессу Пич — а иногда становится и полноправным главным персонажем игр компании Nintendo. Первая из таких — "Yoshi's Island" 1995-го года выпуска — объясняет происхождение Йоши: оказывается, он был одним из многих динозавриков, населявших остров, на котором когда-то по воле случая приземлился младенец Марио.

Кайдзю

Японское слово "кайдзю" означает "странное чудовище", в английской терминологии — "монстр". Кайдзю — это чудовище любой формы, обычно смоделированное из реальных животных, насекомых или мифологических существ, но есть и более замысловатые примеры. Кайдзю Годзилла впервые появляется в фильме "Годжира" (1954), впоследствии встречается в 28 фильмах производства студии Toho Co., Ltd. и двух американских ремейках. "Годзилла" — транслитерация имени "Годжира" (Godjura), в свое очередь, состоящего из двух японских слов gorira (горилла) и kujura (кит). Изначально чудовище действительно задумывалось как смесь кита и гориллы, но впоследствии было решено, что название просто отражает его силу, размер и морское происхождение. Если рассмотреть "короля монстров" поближе, то окажется, что происходит он от ящера из фильма "Чудовище с глубины 20 000 саженей" (см. Редозавр), который, в свою очередь, представляет собой гибрид четырех динозавров: тираннозавра, стегозавра, брахиозавра и мозазавра. В фильме "Гидора, трехголовый монстр" враждебность Годзиллы объясняется следующим образом: "он ненавидит людей, потому что они ненавидят его".

Крошки-Ножки

Спродюсированный Спилбергом и Лукасом и поставленный Доном Блутом мультфильм "Земля до начала времен" (1988), запланированный как доисторическая версия диснеевского "Бэмби",— история взросления и выживания маленьких динозавриков, а также преодоления сегрегации между разными видами. Спилберг сначала хотел, чтобы персонажи мультфильма не разговаривали, как в "Весне священной" из диснеевской "Фантазии", но потом решил, что говорящие динозавры детям понравятся гораздо больше,— и не прогадал. "Земля" оказалась настолько успешной, что студия Universal впоследствии выпустила целую серию из 12 полнометражных музыкальных фильмов с участием ее героев, а также одноименный мультсериал, к которым уже ни Спилберг, ни Лукас, ни Блут не имели никакого отношения. Главный герой — маленький апатозавр Крошки-Ножки, который после смерти матери, убитой тираннозавром, ищет Великую долину, где в мире и спокойствии живут травоядные динозавры. По пути Крошки-Ножки встречает друзей — трицератопса Серу, зауролофа Даки, птеранодона Питри и стегозавра Спайка.

Лох-несское чудовище

Динозавр, наиболее глубоко укоренившийся в массовом сознании и ставший героем невероятного количества поп-культурных произведений — от рассказов до песен Police, от "Футурамы" до "Южного парка", от хоррора "Лох-несский террор" до запечатленной на камеру попытки Вернера Херцога найти Несси. Так или иначе, гигантский реликтовый плезиозавр, якобы обитающий в Шотландии и родившийся благодаря средневековой легенде, не дает покоя миру уже сотню лет. Его существование доказывают и опровергают, о нем снимают фильмы и пишут книги, его ищут астронавты, сейсмологи и специалисты по звуковому сканированию, у него даже есть собственный музей. Самая правдоподобная версия, тем не менее, заключается в том, что лох-несского динозавра изобрели в качестве аттракциона для привлечения туристов и проверки, насколько долго могут успешно функционировать самые фантастические городские легенды. Как выяснилось — бесконечно.

Редозавр

Первый монстр из трилогии о динозаврах бывшего ассистента Ренуара Эжена Лурье, он же — герой его режиссерского дебюта. "Чудовище с глубины 20 000 морских саженей" (1953) принесло Лурье невероятный успех и славу сай-фай режиссера, что его совершенно не удовлетворило: после этого он снял еще два фильма про динозавров "Бегемот, морской монстр" и цветной "Горго". Притом если ядерному успеху "Чудовища" обязана своим происхождением японская франшиза "Годзилла", то "Горго" снимался уже в качестве ответа ей.

Фильм основан на рассказе Рея Брэдбери "Туманный Горн". Известно, что рассказ очень любил Джон Хьюстон и что, прочитав его, он позвал Брэдбери писать сценарий для своего "Моби Дика". Чудовище — это, собственно, доисторический динозавр редозавр (вымышленный вид диапсид), десять метров в длину, десять в высоту, оживший в результате ядерных испытаний в Арктике. Единственным свидетелем пробуждения редозавра оказался профессор Томас Несбитт, предупреждавший, что эти эксперименты ни к чему хорошему не приведут. И действительно, очень скоро чудовище вылезло на Восточном побережье Северной Америки и начало крушить все вокруг — пока не добралось до Манхэттена. Следующий монстр Лурье, Бегемот, тоже появился из морских глубин после атомных испытаний, оказался палеозавром и немедленно отправился разрушать Лондон. Горго же был первым цветным героем фильма о монстрах, он всплыл из Ирландского моря после сильного извержения вулкана, вместе со своей матерью Огрой уничтожил пол-Лондона и счастливо вернулся обратно на глубину.

Рекс

Один из самых узнаваемых анимационных динозавров последних десятилетий, тираннозавр Рекс — большая игрушка в коллекции Энди, мальчика из вселенной "Истории игрушек". Вопреки своему внешнему виду, Рекс — это очаровательный, милый и добрый динозавр, страдающий от низкой самооценки, слишком коротких лап и постоянного страха, что Энди заменит его на динозавра пострашней. В первой "Истории игрушек" Рекс выступал в роли своеобразного медиатора в отношениях между ковбоем Вуди и космическим супергероем Баззом Лайтером, тогда еще заправскими антагонистами. Во второй части Рекс сыграл ключевую роль в погоне за коллекционером игрушек, укравшим Вуди. В третьей, самой грустной части "Истории игрушек" наиболее проникновенные моменты отведены именно боязливому Рексу — впрочем, в самом конце он, кажется, находит любовь. Всегда существующий в мультипликационной эпопее на вторых ролях, динозавр оказывается одним из тех, без кого мир "Истории игрушек" был бы неполным.

Твари "Затерянного мира"

Персиваль Харрисон Фосетт, британский исследователь и путешественник начала прошлого века, последние 20 с лишним лет своей жизни провел в постоянных экспедициях в Южную Америку, где надеялся отыскать затерянные города сверхцивилизации Атлантиды. Поиски закончились печально — в 1925-м Фосетт пропал без вести в джунглях Амазонки,— но за 13 лет до этого его большой друг Артур Конан Дойль сумел в какой-то степени обессмертить путешественника. Именно Фосетт стал одним из двух прототипов конан-дойлевского эксцентричного профессора Челленджера (вторым был Уильям Резерфорд, профессор психологии Эдинбургского университета) — и именно на основе рассказов Фосетта и скрупулезной документации его многочисленных экспедиций Конан Дойль сочинил свой "Затерянный мир" — заброшенное плато в скалах Южной Америки, где в одноименном романе продолжают жить хищные и кровожадные динозавры, первобытные люди и прочие давно сгинувшие с поверхности Земли существа. "Затерянный мир" ввел динозавров сначала в британское, а потом в общемировое сознание, причем уже в том самом образе, в котором они чаще всего и появлялись в разнообразных произведениях искусства на протяжении следующих ста лет.

Крис Пратт о «Мире юрского периода»

Вся лента