Тонкости санкций
Новые корпоративные риски озадачивают даже юристов
Санкции, введенные в отношении России после присоединения Крыма, существенно усложнили работу с российскими компаниями, признали участники V Петербургского международного юридического форума. Риски возникают не только у компаний, в отношении которых введен санкционный режим, но и у тех, кто его соблюдает: они вынуждены вести очень консервативную политику, а некоторые и вовсе отказываются от сотрудничества с российскими компаниями. Эксперты говорят, что единого понимания, как вести бизнес в условиях санкций, пока нет.
Введенные в 2014 году США и Европейским Союзом санкции в отношении России по-прежнему вызывают вопросы как у российских, так и у зарубежных юристов. Сегодня на круглом столе ИД «Коммерсантъ» «Экстерриториальное действие национальных законов — риски транснациональных корпораций» в рамках юридического форума эксперты обсудили последствия введенных ограничений в правовой сфере. Как напомнил барристер Brick Court Chambers Майкл Свейнстон, существует два пути введения санкций: через ООН (обоснованный порядок) и путем введения односторонних санкций. Во втором случае возникает вопрос законности их применения. «Есть резолюция, которая призывает к отмене санкций в отношении развивающихся стран и выступает против введения односторонних санкций»,— подчеркнул он.
Риск компаний, на которые нацелены санкции, огромен, подчеркнул господин Свейнстон, а потенциальные риски возникают также и у государств и корпораций, которые применяют санкции. «Из-за санкций США мы вынуждены быть очень консервативными»,— согласился с ним замдиректора юридического департамента Philip Morris Марк Фридман.
«Если вы обратитесь за консультацией, как применяются санкции, то ответы будут очень туманными»,— признал Майкл Свейнстон. По словам директора юридического департамента Volvo Group Russia Елены Челембеевой, когда европейская компания нуждается в консультации по поводу санкций, они рассылают свой запрос по разным странам. Государства отвечают на эти запросы с разной оперативностью и высказывают разные позиции, поэтому компании могут выбрать на себя наиболее гибкий подход.
«Сейчас сложно работать с российскими компаниями»,— признал член набсовета FCN Holding Fulda Дэниел Нудлинг. Усложнились, в частности, сделки по продаже активов, добавила управляющий партнер Hogan Lovells Оксана Балаян. Международные компании высчитывают, в каком случае последствия будут меньше, рассказала Елена Челембеева. По ее словам, «для большинства международных компаний российский рынок приносит 1–3% дохода», поэтому, с одной стороны, лучше остановиться и не рисковать, а с другой стороны — возникает вопрос прав человека: например, люди могут потерять работу.
Впрочем, бывают ситуации, когда компании отказываются от оказания услуг. Представитель «Газпром нефти», присутствовавший на круглом столе в качестве слушателя, рассказал о том, что европейская юридическая фирма из-за санкций отказалась от работы в качестве консультанта. Оксана Балаян пояснила, что многие иностранные юрфирмы соблюдают санкционный режим, хотя формально под него не попадают — например, у них может быть головной офис в стране, поддерживающей введенные ограничения. При этом, подчеркнула она, «окончательного рецепта» для таких случаев нет: «Отказ от исполнения договора по случаю санкций может быть не признан судом как форс-мажор или, наоборот, признан». Впрочем, сообщил Майкл Свейнстон, в Англии был случай, когда суд запретил отказывать в оказании услуг — правда, ведущему банку.
В условиях санкций все более актуальным становится Евразийский экономический союз (ЕАЭС). По словам директора Российско-британской торговой палаты Алана Томпсона, существующие ограничения послужили стимулом для «разворачивания» ЕАЭС не только в экономическом, но и юридическом плане. «ЕАЭС может предложить новые варианты, в том числе судебную защиту — он позволяет отстаивать свои интересы и спорить с иностранными компаниями»,— подчеркнул партнер адвокатского бюро S&K «Вертикаль» Андрей Миконин. Это образование, подчеркнул он, может влиять не только на членов союза, но и на партнеров по договорам.
Какие санкции Австралия ввела в отношении России
31 марта в Австралии вступили в силу расширенные санкции против России. Новые ограничения затронут финансовую сферу, а также экспорт и импорт вооружений и оборудования, которое используется при разведке и добыче нефти. Кроме того, расширены черные списки физических лиц, которым запрещен въезд в страну. Читайте подробнее