Сербия ищет другой газ
Белград может принять участие в строительстве Трансадриатического газопровода
Сербия, полностью зависящая от поставок газа из России, ищет пути диверсификации закупок топлива. Белград рассматривает возможность участия в трубопроводном проекте Трансадриатического газопровода (TAP) по доставке азербайджанского газа, который активно поддерживает ЕС, но не хочет портить отношения и с Россией. Тем более что мощности TAP в 10 млрд кубометров не хватит на его участников, а его расширение пока под вопросом из-за отсутствия ресурсной базы.
Премьер-министр Сербии Александр Вучич заявил в четверг Associated Press, что страна готова диверсифицировать источники поставок газа, добавив: «Это очень важно также и для наших американских друзей». На данный момент газом Сербию полностью обеспечивает Россия. Свое заявление господин Вучич сделал перед визитом в Сербию главы «Газпрома» Алексея Миллера — топ-менеджер приехал в Белград для участия в Европейском деловом конгрессе, который и возглавляет.
В заявлении господина Вучича речь идет о возможном участии Сербии в проекте Трансадриатического газопровода (TAP, маршрут идет через Грецию до Италии) для поставок газа из Азербайджана в Европу. Проект является альтернативой проекту «Газпрома» «Турецкий поток», и TAP активно поддерживают США и ЕС.
В начале июня Александру Вучичу предстоит визит в США. «Мы не говорим о том, чтобы занять чью-то сторону, наш выбор — путь в Евросоюз, наша сторона — Сербия,— пояснил премьер.— Я сказал это в присутствии Владимира Путина, на пресс-конференции. Знаете ли вы еще такого парня, который бы сказал это так же открыто, как сделал я?» Сербия рассчитывает на поддержку США при вступлении в Евросоюз, а также помощь в проведении реформ внутри страны.
Россия, со своей стороны, предлагает Сербии участвовать в «Турецком потоке», который стал заменой несостоявшемуся South Stream. По последнему газопроводу Сербия рассчитывала получать около 4 млрд кубометров газа в год. Но Белград сейчас не спешит соглашаться на подключение к «Турецкому потоку», ожидая от Москвы выгодного предложения. Как сообщил в четверг министр энергетики Сербии Александр Антич, Белград всерьез не обсуждал возможность подключения к «Турецкому потоку»: «Мы еще не вошли в какой-либо серьезный разговор, связанный с возможным финансированием проекта». По словам министра, Сербия готова участвовать в газовых проектах, которые будут соответствовать третьему энергетическому пакету ЕС и положениям национального законодательства.
Запустить TAP планируется до 31 декабря 2020 года. Его акционерами являются азербайджанская SOCAR (39%), BP и Statoil владеют по 20%, Fluxys и Enagas — по 16%, Axpo — 5%. Проект предназначен для транспортировки газа с азербайджанского месторождения Шах-Дениз от западных границ Турции через Грецию, Албанию и Адриатику в Западную Европу. Протяженность трубопровода — 800 км, мощность — 10 млрд кубометров газа в год с возможностью расширения до 20 млрд кубометров. Участником проекта предлагают стать Греции, которая важна и как стратегический партнер для России при продолжении «Турецкого потока» в Европу.
Но уже сейчас очевидно, что 10 млрд кубометров газа всем запланированным потребителям не хватит, а мощность Шах-Дениз можно увеличить лишь на 7 млрд кубометров в год. Поэтому сейчас стороны ищут новые источники поставок в газопровод, в частности, Брюссель пытается привлечь в проект Туркмению.
Как запускают «Турецкий поток»
«Газпром» впервые запускает крупный экспортный проект, не подписав обязывающих соглашений по нему: монополия 19 мая объявила о начале строительства газопровода «Турецкий поток». В итоге «Газпром» рискует остаться с недостроенной трубой посреди Черного моря, но в компании считают, что задержка чисто политическая и соглашение с Турцией будет подписано после выборов в этой стране в начале июня. В Анкаре, впрочем, ждут еще и скидки для государственной Botas. Читайте подробнее