Мало места
"Туринское чудовище" - рекордный автомобиль Fiat S76
"Включать первую, вторую или третью передачу относительно просто. Но когда дело доходит до четвертой на скорости 190 км/ч, это совсем другая история. Необходимо крепко держать руль, толкнуть рычаг коробки вперед и одновременно следить за тем, чтобы не запрыгнуть на тротуар - толчок в этот момент таков, что сиденье больно бьет по спине. Пока вы читали эти строки, двухкилометровый разгон пройден, и уже видны хронометристы. Настало время побить рекорд, отсчет начался". Так описывал попытку установления рекорда на Fiat S76 гонщик Артур Дюрэ.
Автомобиль сфотографирован около фабрики Fiat в Турине. Марка - одна из немногих основанных еще в XIX веке и существующих до сих пор. Учредителем Fabbrica Italiana Automobili Torino выступила группа инвесторов, среди которых был Джованни Аньели - будущий глава предприятия. Он же первым в Европе внедрил конвейер, сделав Fiat крупнейшим производителем автомобилей. В 1911 году Fiat задумался о мировом рекорде.
Под капотом "чудовища" - четырехцилиндровый мотор объемом 29,353 куб. см, выдававший максимальные 290 л. с. при 1900 об/мин. В этом плане Fiat S76 значительно превзошел Blitzen Benz, чей рекорд скорости ему предстояло побить. Двигатель "молниеносного Бенца" объемом 21,5 л развивал 200 л. с., и такая мощность позволила американскому гонщику Бобу Бурману 23 апреля 1911 года установить рекорд скорости 228 км/ч.
Цепная передача на задние колеса в начале ХХ века все еще оставалась атрибутом мощных автомобилей. Она была технологически проще и экономичнее карданного шарнира и редуктора, применявшихся в те годы только на машинах с моторами не очень большой силы. Считалось, что цепь еще и прочнее кардана. Окончательно из трансмиссии автомобилей цепь ушла в прошлое в начале 1920-х годов.
На трассе Брукландс в 1911 году гонщик Пьетро Бордино достиг отметки 200 км/ч, но до "немца" было еще далеко. В 1912 году Артур Дюрэ на трассе в Остенде приблизился к скорости 225 км/ч, но из-за неполадок с хронометрическими приборами точную скорость зафиксировать не удалось. Вдобавок трасса в Остенде оказалась слишком короткой для разгона и торможения. Других мест не было, и машину решили продать частному лицу.
Кокпит предусматривал места для двух человек: кроме гонщика ехал еще и механик. В 1913 году Артур Дюрэ прокатил на этом месте русского гонщика и богача Бориса Суханова, купившего "туринское чудовище" для установления рекорда скорости - не только в Европе, но и в Москве. К концу поездки Суханов был весь черный от масла, выброшенного огромным двигателем через выхлопную трубу при сбросе газа.
С началом войны попытки побить рекорд прекратились. Суханов отказался от этой затеи и продал "чудовище", а вот Fiat рекорд скорости все же побил. Для этого в 1923 году был построен Fiat Mefistofele с двигателем от аэроплана объемом 21,7 л и мощностью 320 л. с.: в 1924 году он установил рекорд скорости 234,9 км/ч. Но и он продержался всего лишь с 12 июля по 25 сентября, когда его перебил британский Sunbeam 350HP, показав 242,8 км/ч.