С Россией поделились опытом Ирана
По успешному оспариванию санкций Евросоюза
На Петербургском международном юридическом форуме (ПМЮФ) вчера обсуждались наиболее эффективные возможности оспаривания санкций, введенных Евросоюзом (ЕС) и странами Европы в отношении компаний и граждан других государств. В российском МИДе называют этот путь бесперспективным в связи с "политической составляющей" санкций и деятельности европейских судов. Однако юристы России и Великобритании признали успешным опыт иранского бизнеса, чьи представители уже добились отмены санкций в отношении фигурантов черных списков в суде ЕС.
Возможности отмены односторонних санкций, введенных Евросоюзом (ЕС) и странами Европы в отношении компаний и граждан других государств, обсуждались вчера на круглом столе "Односторонние санкции в многополярном мире: правовые вызовы". Как рассказали заместитель генсекретаря Высшего совета по правам человека Ирана Абади Казем Гариб и защищающий интересы иранских заявителей британский барристер из Brick Court Chambers Ричард Блейкли, компании этой страны, попавшие под санкции в связи с ядерными программами Ирана, "активно используют" механизмы их оспаривания. Наиболее сложным господин Блейкли назвал обжалование санкций, касающихся отдельных секторов экономики, но, например, заморозка активов отдельных компаний, по его словам, оспаривается успешно.
По словам британского адвоката, несмотря на то что суды в Европе обычно ссылаются на отсутствие у них юрисдикции в сфере безопасности и внешней политики (которой обычно касаются санкции), в отношении иранских банков уже есть исключения. Как показывают выигранные дела, власти ЕС, вводя санкции, не особенно заботились о доказательствах связи между основаниями для введения санкций и деятельностью конкретного фигуранта. "В одном из судебных споров выяснилось, что даже юрист, представлявший вводившего санкции ответчика, не знает, как работает эта закулисная система, ссылаясь на секретность",— сказал господин Блейкли. Однако суд ЕС признал, что бремя доказывания лежит на обвиняющей стороне и, "если хотя бы один пункт того, в чем обвиняется лицо, попавшее под санкции, не доказан", в ряде дел, например, по обвинению компании в участии в строительстве ядерного объекта, это сработало и санкции были отменены. Впрочем, участники круглого стола отмечали, что оспорить санкции США практически невозможно.
Напомним, санкции ЕС был введены в отношении РФ в июне 2014 года, после чего Россия ввела ответные меры. Об обращении в суд ЕС уже заявили "Роснефть", Сбербанк, ВТБ и ВЭБ, а также концерн "Алмаз-Антей" и бизнесмен Аркадий Ротенберг. В среду на открытии ПМЮФ премьер Дмитрий Медведев предупредил, что решения РФ в отношении продления антисанкций будут зависеть от действий зарубежных партнеров.
Уполномоченный МИДа Константин Долгов вчера заявил, что в Европе сильна политическая составляющая в деятельности судов и призвал "мобилизовать мировое общественное мнение", чтобы прекратить давление на РФ. Постпред при ЕС Владимир Чижов вчера заявил "Ъ", что считает путь судебного обжалования санкций малоперспективным. На такой процесс с учетом апелляции уходит до четырех лет, но, как только иранскому банку отменили санкции, в отношении него были введены другие, поясняет он. Однако Сергей Усоскин из адвокатского бюро "Иванян и партнеры" говорит, что после отмены первого пакета санкций потерпевшее от них лицо получает возможность взыскивать убытки за их введение. Опыт Ирана, по словам адвоката Сергея Голубка, показал, что те, кто вводит санкции в отношении юридических или физических лиц, должны доказывать их связь с политическими мотивами санкций.
Сенатор Андрей Клишас вчера заявил, что "средств восстановления прав лиц практически нет и даже заморозка активов не предусмотрена в качестве формы ответственности ни в международном, ни в европейском праве". Хотя, например, глава Международного центра права из Парижа Жан-Марк Тувенен считает, что господин Клишас вполне может оспорить введенные в отношении него санкции: "Когда иностранное право вмешивается в работу чужого парламента, это нарушает международное право".