Воля и разом
Глава Добрянского района настаивает на единой администрации
Глава Добрянского района Константин Лызов попросил краевые власти «проявить политическую волю» и, не дожидаясь инициатив снизу, начать в городах, являющихся центрами муниципальных районов, создание единых администраций. Мэр Добрянки Сергей Окулов считает, что единая администрация не исключает двоевластия, а наиболее приемлемой моделью для таких муниципалитетов является создание городских округов. Краевые власти говорят, что однозначно будут поддерживать интеграционные инициативы, но исходить они должны от самих муниципалитетов.
В ходе прошедшего 27 мая в Добрянке выездного заседания комитета по госполитике заксобрания края, посвященного вопросам кадрового обеспечения муниципалитетов, была вновь поднята тема укрупнения территорий и создания единых администраций в городах, являющихся центрами муниципальных районов. Отвечая на вопрос о том, делают ли добрянские власти шаги в сторону объединения администраций, глава Добрянского района Константин Лызов заявил, что «уже два года в диалоге с городом, но никаких практических действий пока не произведено». При этом господин Лызов отметил, что район в этом году уже внес в свой устав норму о наличии единой администрации, «теперь надо убеждать коллег». Глава района полагает, что «это правильный шаг, особенно в условиях жесткого бюджетного дефицита».
Мэр Добрянки Сергей Окулов сказал, что они сделали серьезный анализ, изучили опыт Удмуртии и Свердловской области и пришли к выводу, что наиболее приемлемым для таких городов, как Добрянка, Краснокамск, Чернушка, является создание городских округов. «Это позволит городам сконцентрироваться на точках роста, а у районов появится мотивация для более тесной работы с сельскими поселениями», — заметил господин Окулов. Единая администрация, по его мнению, не исключает элементов двоевластия, поскольку и в городе, и в районе остаются представительные органы. Кроме того, она неустойчива, так как зависит от субъективного фактора — того, кто будет главой этой администрации. «Оптимальная модель управления — штука важная, но нельзя принимать решения по ней „на коленке“», — подчеркнул глава Добрянки, отметив, что «подобного рода обсуждения только вносят раскол и колебания в работу городских поселений».
«Считаю, что эта дискуссия вообще неуместна, главным должно стать не желание сохранить свои кресла, давайте говорить откровенно, а желание улучшить качество жизни людей, в первом случае мы вообще можем остановить всякое развитие территорий», — не согласился с ним глава Пермского района, председатель совета муниципальных образований Прикамья Александр Кузнецов. Он также привел опыт Свердловской области, где еще в 2006 году на базе городских поселений, являющихся центрами районов, создали городские округа, «и нам остается только мечтать, чтобы догнать их и по качеству жизни населения, и по притоку инвестиций». По мнению господина Кузнецова, «идеальных моделей не бывает», но у прикамских муниципалитетов есть два варианта: либо создание городского округа, либо единой администрации, «тогда будет единый центр ответственности и принятия решений». «Чем больше мы толчем воду в ступе, тем больше уходим во всякие, извините за выражение, блудники», — поддержал его Константин Лызов и попросил краевые власти «проявить политическую волю» и, не дожидаясь инициатив снизу, начать объединительные процессы в территориях.
По словам и.о. министра территориального развития края Константина Зорина, краевые власти «однозначно будут поддерживать интеграционные инициативы, но исходить они должны от самих муниципалитетов». «Сегодня у нас есть единая система выборов глав и представительных органов, нужна и единая система управления в муниципалитетах, и мы уже обсуждали эту тему с главой администрации губернатора Анатолием Маховиковым», — подтвердил слова и.о. министра глава Пермского района.
На сегодня в Пермском крае есть только два прецедента преобразования поселений в городские округа: Лысьва и Губаха. Здесь с инициативой этого процесса выступили власти. В 2010, 2012 и 2014 годах предпринимались попытки объединения в городской округ Чайковского городского поселения и Чайковского района, но все они оказались неудачными.
По так называемому «ленинградскому варианту» — созданию единой администрации, где полномочия городских поселений исполняют администрации районов, пошли Суксун и Горнозаводск. Тот же «ленинградский вариант» преобразования действующих управленческих моделей год назад обсуждался в Добрянском, Краснокамском, Чайковском и Чусовском районах. Депутаты Добрянки в 2014 году не поддержали предложение о передаче полномочий на уровень районной администрации, однако провели публичные слушания по этому вопросу. Позднее губернатор рекомендовал главам не торопиться с изменением административно-территориального устройства.
По пути укрупнения поселений пошли в Пермском районе — с 2012 по 2014 годы из 17 ранее действующих поселений там осталось десять. На майской «пленарке» заксобрания был принят закон о преобразовании трех поселений Чердынского района путем их объединения в Ныробское городское поселение.
По мнению политтехнолога Виктора Соколова, Федеральный закон №131 предполагает разные формы организации местного самоуправления, поэтому навязывать единую для всех форму нельзя. «На мой взгляд, в этом есть элемент алогичности: почему надо идти только по пути создания единой администрации, когда есть неплохой опыт создания городских округов в Лысьве и Губахе? Даже если в существующей сейчас системе видеть элементы борьбы за власть между городом и районом, что в этом плохого? Когда вся власть сосредоточена в одних руках — это тоже стагнация и никакого развития. Так что окончательный выбор все равно должен быть за самими территориями», — считает эксперт.