"Можно сделать штраф за нарушение ПДД хоть миллион, но если нет хороших дорог, это не поможет"

Эксперты о поручении Владимира Путина снизить смертность в ДТП

Смертность при ДТП должна быть снижена. Такое поручение Владимир Путин дал правительству. Президент подчеркнул, что необходимо повысить ответственность органов исполнительной власти за состояние дорог. Вице-президент Движения автомобилистов России Леонид Ольшанский обсудил тему с ведущей "Коммерсантъ FM" Анной Казаковой.

Фото: Максим Кимерлинг, Коммерсантъ

Кроме того, правительство должно создать систему публичного мониторинга ситуации на трассах. Его цель — выявление наиболее опасных участков автомобильных дорог. Также предстоит усовершенствовать медицинскую помощь пострадавшим в ДТП. План должен быть утвержден до 15 июня.

— Почему сейчас поднимается этот вопрос? Увеличилась смертность на дорогах в последнее время?

— Во-первых, смертность у нас высокая. Хочу ответить сразу своим оппонентам из ГАИ. Президент восемь лет назад проводил госсовет, и он структурно нам сказал, что в деле безопасности дорожного движения на первом месте — строительство новых дорог, тоннелей, эстакад. На втором месте, и мы сегодня это опять услышали, — оперативное прибытие скорой помощи к месту ДТП. Третье — повышение качества подготовки водительских кадров.

С третьим у нас худо-бедно решили, автошколы по новой схеме. Первое — нужно строить, строить и строить. Хочу подчеркнуть, что президент сказал, что это ответственность органов исполнительной власти, то есть за строительство, за скорую помощь. Наши оппоненты из ГАИ и некоторые депутаты, которые лоббируют интересы ГАИ, во главу угла ставят не слова президента, а в очередной, сотый раз ставят повышение ответственности водителей.

Вы можете хоть миллион сделать штраф за нарушение, вы можете посмертно лишить человека права управления, но если то, что сказал президент сейчас, дороги, скорая помощь, не решить, то ничего не будет. Если я попал колесом в яму, то штраф не спасет. Поэтому нужно четко понимать президента и, как в прошлый раз, его не искажать, чтобы мы не покатились в ту сферу, которая самая простая: опять усилить ответственность водителей.

— По официальным данным, одна из основных причин — съезд на обочину в темное время суток из-за того, что нет дорожной разметки, которая обозначает край проезжей части. Вы согласны? Как можно решить эту проблему?

— Конечно, согласен. Как? Уже в самом вопросе есть ответ. Первое — разметка, а второе — все трассы должны быть освещены, чтобы мы видели, куда мы съезжаем. Если мне нужно съехать, заглохла машина, то чтобы вы, когда шли за мной, видели, что там стоит моя машина, а не пустота. Конечно, это очень важный аспект.

— Там сказано: "Правительство должно создать систему публичного мониторинга ситуации на трассах". По данным Росавтодора, нормативным требованиям отвечает только 52% дорожной сети страны, уже есть информация о проблемных участках. Зачем вводить еще публичный мониторинг?

— Нет, надо вводить и нам знать, условно говоря, в 100 км от Екатеринбурга — ямы, кочки и неосвещенность, или в 10 км от Калининграда — кривой изгиб, его надо осветить и поставить знак. Вот что такое мониторинг. Выявить опасные участки, а заодно выявить, где необоснованно сидят гаишые засады. Посмотрите, куда президент сводит: чтобы сделать позитивной жизнь водителя, любого человека за рулем, чтобы оградить его от необоснованных поборов.

— Уже есть федеральная целевая программа повышения безопасности дорожного движения до 2020 года, объем финансирования — примерно 33 млрд руб. Этого недостаточно?

— Я не экономист, но я думаю, что этого достаточно. Я услышал слова президента так: уже занимайтесь, программа есть, так уже ответственно занимайтесь.

— Может быть, все-таки как-то усилить контроль, чтобы избежать коррупционных схем, чтобы эти деньги пошли туда, куда предназначено?

— Нет, у нас есть Счетная палата, у нас есть прокуратура. Конечно, давайте проверять, ведь у нас бывает, что два самосвала щебня в яму засыпали, а на бумаге написали, что пять.

— Да, бывает.

— Приведу пример примерно двухлетней давности, но он соответствует словам президента. Один из лучших округов Москвы, Западный — первое место в Москве по аварийности, где насмерть бились десятки машин. Было пересечение Мичуринского проспекта и улицы Лобачевского, там сложный перекресток. Префект Западного округа Александров поставил строительный вагончик там и восемь месяцев жил в нем, периодически только отъезжая на работу, и за восемь месяцев в небо взметнулась эстакада. Теперь ты хочешь, но не можешь нарушить правила, в сторону области по эстакаде, перпендикулярно Лобачевского или Вернадского, внизу по ней прекратились ДТП, ни одного нет ДТП. Вот яркий пример из цитаты президента, когда построили, и прекратились и ДТП, и коррупция.

Вся лента