Везет некоторым
По итогам распределения автобусных маршрутов существенного перераспределения рынка не произошло
С 1 июня вступят в силу новые договоры с автобусными перевозчиками на обслуживание измененной маршрутной сети города Перми. Конкурсные процедуры прошли по всем маршрутам, по их итогам заключено пока 49 договоров из 69. По разным оценкам, от 50 до 150 автобусов оказались невостребованными по результатам конкурсных процедур и могут превратиться в нелегальных перевозчиков. В мэрии считают, что они останутся работать на субподрядах у крупных транспортных компаний.
1 июня вступит в силу новая маршрутная сеть, обслуживанием которой займутся перевозчики, одержавшие победу в прошедшем конкурсе. По словам начальника департамента дорог и транспорта города Перми Ильи Денисова, на сегодня заключены 49 договоров из 69. Конкурсные процедуры прошли уже по всем маршрутам, однако не по всем удалось заключить договоры, так как поступили жалобы в УФАС и иски в арбитражный суд. Илья Денисов отметил, что существенного перераспределения рынка не произошло. По его словам, на рынке останутся действующие перевозчики. «Как я и говорил, никакого крупного нового перевозчика не появилось», — отметил он. По словам чиновника, обновление подвижного состава по итогам конкурса составит примерно 18%.
Напомним, в прошлом году началось серьезное реформирование транспортной отрасли Перми. Мэрия Перми совместно с депутатами Пермской городской думы разработала несколько важных документов: конкурсную документацию на распределение автобусных маршрутов, новую маршрутную сеть города. Конкурсные процедуры по новым правилам стартовали в конце прошлого года. Основные конкурсные параметры: средний срок эксплуатации транспортных средств (ТС), удельный вес ТС с низким расположением пола, средний экологический класс ТС и количество автобусов, работающих на газе. Законность документации подтвердили суды всех инстанций. Предполагалось, что к первому апреля все маршруты будут разыграны. Однако перевозчики притормозили процесс, обратившись в УФАС и арбитражный суд. В результате сдвига конкурсных процедур пришлось отложить и внедрение новой маршрутной сети на 1 июня.
Анализ протоколов конкурсных процедур показывает, что незначительное перераспределение произошло на закамских направлениях. Так, часть маршрутов были перераспределены между ООО «Мега-групп» предпринимателя Сергея Караева и группой предприятий «Закамский автобус», входящих в холдинг Олега Боровика. Предприниматели из «Единого союза перевозчиков» поменялись местами на некоторых маршрутах, например №22 и 48. При этом новых игроков в результате конкурсов так и не появилось.
Перевозчики подтверждают, что в результате конкурсных процедур не произошло существенного перераспределения рынка. Так, по словам предпринимателя, бывшего главы транспортного комитета Перми Олега Боровика, всем крупным перевозчикам удалось сохранить объемы перевозок. «Нет явно выигравших и проигравших», — говорит Олег Боровик. По его словам, ряд перевозчиков ушли с рынка. По его оценке, это порядка 50 автобусов. «Если это автобусы, которым глубоко за 30, может это и хорошо», — считает бизнесмен. По его мнению, прежде всего пострадали мелкие предприниматели: «Развитие — это укрупнение. И все это понимали». Олег Боровик отметил, что итоги конкурсных процедур и внедрения новой маршрутной сети будут видны только в сентябре. Из негативных моментов, которые можно отметить уже сейчас, господин Боровик назвал замену категории транспортных средств на длинных маршрутах. По его словам, на некоторых направлениях теперь вместо старых, вместительных «мерседесов» будут ходить НеФАзы и ПАЗики, с гораздо меньшим количеством посадочных мест. «Это людям не понравится», — уверен бизнесмен.
Экс-председатель транспортного комитета, перевозчик Игорь Сасунов более скептичен в оценке невостребованного парка автобусов. По его словам, порядка 150 транспортных средств остались без работы и гарантированно перейдут на сторону нелегалов. «Многие вошли в коалицию с другими перевозчиками. А те, кто не захотел, потеряли многое. Примерно десяток нелегальных маршрутов, я думаю, после 1 июня появится», — говорит предприниматель.
По данным „Ъ“, на ряде направлений уже работают предприниматели, которые остались без маршрутов. Так, например, на маршруте №45, который ранее обслуживало ООО «Уралавтотранс», перевозчик продолжает осуществлять деятельность, несмотря на то что в новой маршрутной сети этого направления уже нет. Более того, в автобусах этого маршрута с 1 июня проезд для пенсионеров будет стоить 10 руб., а не бесплатно.
«Для того чтобы начинать бороться с нелегальными перевозчиками, надо сначала с легальными маршрутами разобраться: провести конкурсные процедуры, ввести новую маршрутную сеть. В дальнейшем мы будем бороться с нелегалами», — пообещал Илья Денисов. Он также напомнил, что буквально недавно правоохранительные органы арестовали подвижной состав перевозчика, у которого не был заключен контракт с администрацией.
Впрочем, высокопоставленный источник мэрии считает, что они останутся работать на субподрядах у крупных транспортных компаний: «В Перми нет новых автобусов, работы всем хватит».