Дело кончилось «Миром»

«Мир» победил и теперь станет названием национальной платежной карты, которая появится в российских банках в декабре.

Фото: Сергей Фадеичев / ТАСС

На прошлой неделе в здании Банка России на Неглинной торжественно наградили победительницу конкурса по выбору логотипа карты Национальной системы платежных карт (НСПК). Ею стала сотрудница пресс-службы управления Федеральной службы исполнения наказаний по Удмуртской Республике Елена Сосновская. Она предложила использовать в качестве логотипа стилизованную карту Земли и название «Мир». Второе место занял «Сокол», а третье — «Финист». Журнал «Деньги» искренне рад подобным результатам, поскольку, во-первых, всегда выступал за «Мир» (см. статью «Как вы пластик назовете» в №19 от 18 мая 2015 года), а во-вторых, его редакция географически расположена на Соколе. Так что и «Финист», будучи «ясным соколом», так же, хоть и опосредованно, но нам близок.

Правда, как объяснили члены жюри конкурса, логотип, предложенный Еленой Сосновской, будет доработан профессиональными дизайнерами. И те тут же представили три варианта «доработки». Строго говоря, от земного шара и надписи «Мир» с крылышком во всех трех вариантах четко опознаваемым остался только «Мир». Да и то, представленные варианты логотипа еще не окончательные, так что и над шрифтами дизайнеры могут поработать. Но есть надежда, что «Мир» все-таки не превратится в «Империю», которая долго лидировала в голосовании, или в «Родину». Как заметил кто-то в интернете, лучше все же расплачиваться «Миром», чем «Родиной».

Тем не менее работа над созданием национального пластика идет полным ходом. Зампред ЦБ Ольга Скоробогатова объявила, что первые действующие карты появятся до конца года, а к массовому выпуску платежная система перейдет уже в следующем году. «Мы сейчас как раз работаем над бизнес-планом, какое количество карт и в каком квартале мы планируем выпускать начиная с декабря. Точных цифр пока нет, они появятся позже, поскольку бизнес-план по выпуску собственной карты по объему и по участникам мы планируем составить к концу третьего квартала»,— заявила она.

Кроме того, как рассказала Ольга Скоробогатова, банки завершили перевод на обслуживание в НСПК внутрироссийских трансакций по международным картам. «Буквально вчера мы перевели все российские банки, работающие с Visa, на процессинг НСПК»,— сказала она.

Кредитно-телефонное право

Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ

У мобильных операторов есть собственные банки, кредитные карты, а сейчас они готовятся выйти на рынок потребкредитования в новом качестве — оценщиков кредитоспособности клиентов.

Крупнейшие российские мобильные операторы придумали новый способ заработать на своих клиентах — продавать банкам информацию о них. Как рассказал газете «Коммерсантъ» источник, знакомый с деталями проекта «Вымпелкома», планируется использовать как информацию о платежах за мобильную связь, так и иные данные, например геолокации. «Понятно, что, если клиент пытается взять кредит на автомобиль премиум-класса, но ни разу не ездил за границу, живет в спальном районе и регулярно осуществляет покупки в магазинах экономкласса, его доходы могут быть не настолько высоки, как он заявляет»,— поясняет источник газеты «Коммерсантъ».

Аналогичная программа есть и у МТС, которая готовится предложить рынку подобный продукт до конца года. В «МегаФоне» сообщили, что начали работать с этими технологиями еще в 2013 году, но продажа результатов исследований на рынке не является приоритетом. «Мы решили сконцентрироваться на практическом применении анализа “больших данных” к основному бизнесу: с точки зрения оптимизации затрат и улучшения обслуживания»,— сообщили в компании газете «Коммерсантъ».

Проблема заключается в том, что нельзя передавать личные данные клиентов третьим лицам. И тут начинается самое интересное. Во-первых, мобильные операторы заявили, что передавать станут не данные клиентов, а уже результат их скоринговой оценки — некий балл. То есть телеоператоры начнут сами оценивать нашу кредитоспособность и продавать эту оценку на сторону. У них, конечно, есть собственные программы по выпуску кредитных карт и даже банки, но до сих пор оценивать кредитоспособность на основании телефонных разговоров не пытался никто. Почему бы тогда банкам в ответ не начать оценивать потребности своих клиентов в услугах телеоператоров, исходя из данных по использованию их кредитных карт, и не наладить с мобильными операторами бартер?

А во-вторых, и в главных, телекомпании и банки будут брать у своих клиентов разрешение на передачу данных третьим лицам. И попробуй, откажись. Именно так происходило с внедрением в нашу жизнь бюро кредитных историй: не хочешь — не подписывай разрешение на передачу твоей истории в бюро, но тогда и на кредит можешь не рассчитывать. Так что у нового сервиса есть все шансы получить широкое распространение. Если только мобильные операторы не станут сильно жадничать.

МАКСИМ БУЙЛОВ

Вся лента