Падение затормозят о госпрограмму
Всего в первом квартале 2015 года банки выдали 33,2 тыс. автокредитов на общую сумму 21 млрд рублей, что почти в четыре раза меньше аналогичного показателя прошлого года. По данным Минпромторга на 18 мая, 19,125 тыс. автомобилей было продано в кредит за первый месяц реализации программы льготного автокредитования.
Всего в банки поступило 105 тыс. заявок на приобретение машин, 57,3 тыс. из них было одобрено. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи легковых автомобилей в России в апреле 2015 года составили 132,5 тыс., что на 41,5% меньше, чем годом ранее. В январе — апреле 2015 года рынок снизился на 37,7%. Продажи грузовиков, по данным агентства "Автостат", снизились в апреле на 58,7%, до 3,8 тыс. единиц. По итогам четырех месяцев рынок сократился на 45,9%.
Николай Мясников, заместитель генерального директора Объединенного кредитного бюро (ОКБ), рассказывает, что, по данным ОКБ, в первом квартале 2015 года количество действующих автокредитов в России достигло 1,5 млн. "В денежном выражении, по состоянию на март 2015 года объем активных кредитов составил 594 млрд рублей. С начала года портфель автокредитов сократился на 10%. Всего в первом квартале 2015 года банки выдали 33,2 тыс. автокредитов на общую сумму 21 млрд рублей, что почти в четыре раза меньше аналогичного показателя прошлого года, когда по итогам первого квартала было выдано 138 тыс. кредитов на общую сумму более 82 млрд рублей. Несмотря на то, что количество выдач продолжает снижаться по сравнению с прошлым годом, можно говорить, что рынок автокредитов все-таки начал оживать после падения в начале года. В феврале и марте выдачи показали позитивную динамику, их прирост по сравнению с предыдущим месяцем составил 14 и 85% соответственно. Это обусловлено двумя факторами: во-первых, последовательной политикой Банка России по снижению ключевой ставки, а во-вторых, в середине квартала автопроизводители пересмотрели цены и возобновили продажи, а многие кэптивные банки запустили специальные программы кредитования по ставкам заметно ниже ключевой ставки ЦБ с целью стимулирования спроса и поддержки продаж", — говорит он.
По данным ОКБ, средняя сумма кредита составила примерно 583 тыс. рублей, еще год назад она составляла 535 тыс. рублей. Увеличение суммы обусловлено скорее ростом цен на автомобили, чем сменой предпочтений покупателей. Доля просроченных кредитов в количественном выражении составила 11,2%, в денежном выражении — 9,21% (54,6 млрд рублей).
Антон Сороко, аналитик инвестиционного холдинга "Финам", говорит, что рынок автокредитования в последние годы продолжает активно меняться, основной вектор его развития предполагает разработку различных пакетированных предложений для клиентов, активное использование франшиз. "Также речь идет о повышении гибкости продукта за счет появления большого количества несвязанных опций, которые покупатель может добавлять и убирать из полиса по своему усмотрению, что на фоне существенного роста издержек покупателей автомобилей и общего замедления отечественной экономики может стать одним из вариантов поддержки интереса населения к кредитным продуктам на автомобильном рынке", — рассуждает аналитик.
Надежда на программу
По словам Натальи Акаткиной, руководителя проектов Русского автомотоклуба (служба технической помощи на дорогах, обслуживает около 2,5 млн российских автомобилистов, в том числе клиентами компании является ряд автопроизводителей), большие надежды возлагаются сейчас на государственную программу поддержки автокредитования, по которой до конца года рассчитывалось продать 200 тыс. новых автомобилей в кредит. Однако результаты работы первого месяца программы оказались хуже ожидаемых. Всего было подано около 100 тыс. заявок на приобретение машин, одобрено чуть больше половины этих заявок, а продано за первый месяц работы программы около 20 тыс. автомобилей. "Льготное кредитование призвано увеличить продажи, прежде всего в массовом сегменте — среди прочих ограничений по программе, стоимость автомобиля не должна превышать 1 млн рублей. Соответственно, в лидерах продаж бюджетные автомобили — KiaRio , Hyundai Solaris и Lada Granta. Средний процент по льготной ставке по автокредиту составил 11,3% годовых", — поясняет она.
По словам господина Сороко, в складывающейся ситуации очень важную роль будет играть механизм государственного субсидирования процентных ставок. "Большую часть 2014 года в кредит покупалось до 42% машин, но к декабрю этот показатель упал до 10%. В первые месяцы 2015 года ситуация стала еще хуже — доля кредитных машин продолжила падать на фоне сокращения объема продаж (почти на 38% за январь — апрель в натуральном выражении). Получается, что рынок автокредитования сейчас под ударом из-за сильного роста ставок и отказа покупателей от ряда инвестиционных сделок. В 2015 году этот показатель начнет восстанавливаться, но достаточно медленно, существенное влияние на рынок в целом он окажет только во второй половине 2015 года. Полагаем, что сдерживать негативные явления будет именно функционирование программы льготного автокредитования, а также постепенное смягчение денежно-кредитной политики ЦБ РФ. Объем данной программы в 2015 году, по нашим оценкам, должен составить не менее 15-20 млрд рублей", — высказался он.
По словам заместителя директора департамента развития розничного бизнеса Связь-банка Андрея Точеного, банк подключился к программе государственного субсидирования в апреле 2015 года, и специалисты банка отмечают возрастающий спрос на автокредиты, пусть не в том объеме, что в предыдущий год, но тенденция к возобновлению автокредитования намечается. "На сегодняшний день льготные займы на покупку авто выдаются в Связь-банке по ставке на 8,3% ниже, чем в рамках стандартных предложений", — сказал он.
Иван Матвеев, директор департамента розничных продаж Юникредит-банка, говорит, что с 1 апреля 2015 года банк также начал предоставлять кредиты в рамках программы государственной поддержки льготного автокредитования. "В соответствии с условиями программы государство субсидирует покупателям автомобилей часть процентов по кредиту в размере двух третей ключевой ставки ЦБ РФ на весь срок предоставления кредита. Мы рассчитываем, что эта программа поможет поднять продажи автомобилей и, конечно, отразится и на продажах в кредит. Что касается планов, то нами заложен существенный рост на кредиты, попадающие под условия программы", — высказывается господин Матвеев.
Олег Коркин, заместитель начальника департамента розничного бизнеса банка "Возрождение", говорит, что с учетом госпрограммы в банке ожидают постепенного восстановления продаж. "Положительный опыт прошлых программ дает все основания ожидать хорошего результата и в этом году. Наш банк предложил всем клиентам, имеющим стабильные подтвержденные доходы, ставку по льготной программе 11,5%. По стандартной программе автокредитования минимальная ставка составляет 19% годовых", — рассказывает он.
Выбор пал на дешевизну
Сергей Целиков, директор аналитического агентства "Автостат", говорит, что спрос в массовом сегменте действительно смещается в сторону более дешевых машин, а также в сторону брендов, которые меньше всего подняли цены относительно 2014 года. "Отсюда мы видим, что лучше рынка смотрятся корейские Hyundai и Kia, а также Lada, которые увеличивают рыночную долю. Также существенно лучше рынка выглядит премиальный сегмент, в котором некоторые бренды (Lexus, Mercedes, Porsche) даже имеют положительную динамику. С точки зрения автокредитов также существенную роль играют "фирменные" программы автопроизводителей, реализуемые кэптивными банками. По таким программам ставки ниже, чем по обычным коммерческим кредитам", — рассказывает он.
Александр Михайлов, вице-президент компании "Европлан", рассказывает, что за время кризиса "Европлан", как и все остальные игроки рынка, уже поднимал ставки. "Но вместе со снижением ключевой ставки мы понижали и ставки по автокредитам. Последнее такое снижение произошло в апреле, и вместе со снижением стоимости фондирования мы планируем дальнейшее снижение ставок", — рассказывает он.
По словам Татьяны Николаевой, начальника службы продаж розничного бизнеса банка БФА по вопросам автокредитования и просроченной задолженности, автокредитование будет восстанавливаться постепенно наравне с продажами автомобилей и стабилизацией экономики. "На данный момент программы господдержки работают, в связи с этим падение объемов продаж замедлилось. Что касается условий кредитования, то стоит отметить рост суммы кредита из-за повышения отпускных цен на автомобили. До введения программы государственной поддержки, разумеется, заметно росли ставки. Сейчас ставки для клиентов скорректировались, но реальная доходность этого продукта для банков остается на уровне 18-20%", — констатирует она.