Никола Саркози приватизировал республику
Его партия теперь будет называться «республиканцами»
В Париже прошел последний съезд партии сторонников экс-президента Никола Саркози «Союз за народное движение» UMP и первый — под новым именем «Республиканцы». И этот раунд, как считает парижский корреспондент “Ъ” АЛЕКСЕЙ ТАРХАНОВ, Никола Саркози выиграл за явным преимуществом.
На своем партийном съезде делегаты UMP простились с прежним названием «Союз за народное движение» и одобрили новое — «Республиканцы». Ребрендинг — не жест отчаяния, а расчетливый шаг с прицелом на предстоящие президентские выборы. После своего возвращения на пост главы партии 29 ноября 2014 года экс-президент Франции пообещал реформы и изменение названия. 5 мая он провел эту идею через политбюро UMP и поставил на всеобщее голосование. В итоге за перемены высказались более 83% членов партии.
Вне партии такого единства по отношению к новому имени, конечно, нет. Социалисты обвинили Никола Саркози в желании «приватизировать республику». «Я же не запрещаю им называться социалистами»,— парировал экс-президент. Многие обозреватели говорят, что меняется лишь упаковка, а не содержание. Однако Никола Саркози с этим не согласен. На президентских выборах 2017 года ему нужна единая партия вместо ослабевшей UMP, которую сотрясают постоянные скандалы: споры партийных лидеров между собой, громкие отставки, финансовые махинации.
В истории UMP у Саркози всего несколько страниц — он возглавил в 2004 году партию, основанную двумя годами раньше Аленом Жюппе. Одним из главных ее предшественников была созданная в 1976 году Жаком Шираком партия «Объединение в поддержку республики» (RPR). В отличие от британских тори, американских демократов и республиканцев, сохраняющих название вне зависимости от конкретных лиц, во Франции партии часто создаются под политического лидера. «Республиканцы» будут теперь связаны именно с Никола Саркози. Это важно для экс-президента, потому что еще не закрыт вопрос о соперничестве внутри партии, где с Саркози всегда готовы померяться силами Ален Жюппе и Франсуа Фийон.
Последние опросы в UMP были благоприятны к Жюппе и обещали ему победу над Саркози на внутрипартийных выборах. Однако на съезде он был освистан. Еще больше свистков досталось Франсуа Фийону, которому не могут простить раскрывшуюся недавно историю. Якобы 24 июня прошлого года на обеде с главой администрации нынешнего президента социалиста Франсуа Олланда, Жан-Пьером Жуйе, он пытался помешать возвращению Никола Саркози и просил ускорить судебные процедуры против экс-президента. Фийон категорически отрицал эту информацию, судился с Жуйе и журналистами, но осадок остался.
Тем временем свои съезды провели и главные соперники «республиканцев» — «Национальный фронт» и Социалистическая партия (PS). Марин Ле Пен избавляется от старых кадров во главе с собственным отцом и ведет крайне правую партию ближе к центру. Социалисты же на выборах главы партии отдали 70% голосов за Жан-Кристофа Камбаделиса. Его цель — создать к 2016 году на базе PS предвыборный «народный альянс», вернув утраченных союзников среди крайне левых и «зеленых». Ради этого социалисты готовы к изменениям. «Надо менять головы и то, что в головах»,— провозгласил Жан-Кристоф Камбаделис.
Определившись с друзьями, Никола Саркози должен будет определиться и с противниками. Пока что его главной мишенью остается президент Олланд, олицетворение политики социалистов. Именно обличению его ошибок была посвящена большая часть речи Саркози на съезде.
Экс-президент заявил, что Франсуа Олланд не защищает ценности республики, и специально остановился на его решении не приезжать в Москву на День Победы 9 мая: «Президент предпочел отправиться пожать руку Фиделю Кастро, вместо того чтобы отдать должное русскому народу». Речь Саркози, обращенная к соратникам, на самом деле была первым предвыборным посланием для всей Франции, в котором были настойчиво упомянуты традиционные ценности — семья, христианство, безопасность, обязательное требование интеграции для «понаехавших».