Сербия склоняется к Западу
Но не замораживает связей с Россией
Сербский премьер Александр Вучич начинает сегодня шестидневный визит в США, который может стать поворотным для внешней политики Белграда. Продолжая декларировать нейтралитет и верность отношениям с Россией, Сербия все более определенно движется в сторону Запада. С подробностями — корреспондент "Ъ" на Балканах ГЕННАДИЙ СЫСОЕВ.
Посетить Вашингтон Александра Вучича пригласил еще в феврале на Мюнхенской конференции вице-президент США Джозеф Байден — предполагалось, что визит состоится осенью. Однако в апреле сербского премьера позвали в Вашингтон в другие сроки: в конце мая — начале июня. Западные дипломатические источники "Ъ" в Белграде утверждают, что основной причиной смещения графика поездки стали опасения США относительно усиления российского влияния в Сербии и на Балканах, а поводом оказалось решение сербского президента Томислава Николича присутствовать на параде Победы в Москве вместе с сербскими гвардейцами.
"Сербия хочет иметь максимально хорошие отношения с США и заручиться поддержкой Америки на нашем пути в Евросоюз",— обозначил главную цель визита Александр Вучич. Центральный пункт поездки — переговоры с Джозефом Байденом. Встретится премьер также с сенаторами и конгрессменами, посетит ряд американских компаний. По данным сербской газеты "Блиц", главные темы переговоров — председательство Сербии в ОБСЕ, Косово, российское присутствие на Балканах, альтернативы проекту "Южный поток", американские инвестиции в сербскую экономику, взаимодействие Сербии с НАТО.
Хотя экономическая часть визита важна (речь пойдет об инвестициях в Сербию таких гигантов, как General Electric, Rio Tinto, Freeport и других), ключевое значение имеет его политическая составляющая. Из повестки следует, что многие темы переговоров так или иначе связаны с Россией и внешнеполитической ориентацией Белграда. Хотя Сербия продолжает официально придерживаться политики нейтралитета, в ее отношениях с НАТО в последнее время произошли существенные подвижки. В марте она подписала с альянсом Индивидуальный план партнерства (IPAP), который предусматривает возможности для НАТО использовать военную инфраструктуру в Сербии. А в апреле Белград присоединился к Механизму гражданской обороны ЕС, после чего перспективы расширения Российско-сербского гуманитарного центра в Нише стали призрачными (см. "Ъ" от 20 апреля).
В самый же канун визита в США Александр Вучич сделал почти сенсационное заявление. В четверг премьер сообщил в интервью агентству AP, что Белград примет рекомендации США и снизит зависимость от российского газа, присоединившись к поддержанному американцами проекту поставок азербайджанского газа — TAP. "Мы готовы диверсифицировать источники поставок газа, что очень важно и для наших американских друзей",— сказал Александр Вучич.
Это заявление многие политики и эксперты расценили как признак наметившегося поворота в сербской политике. Ведь из слов премьера следовало, что присоединяться к реализуемому Россией проекту "Турецкий поток" (подробнее см. стр. 7) Белград не спешит.
Александр Вучич потом, правда, постарался смягчить свое заявление. Отвечая в субботу на прямой вопрос журналистов, отворачивается ли Сербия от России, премьер сказал: "Сербия не разрывает дружбу ни с Россией, ни с Америкой, не совершает никаких разворотов. Просто мы хотим получать газ из нескольких источников". А чуть ранее он пояснил, что одним из таких источников могут стать поставки сжиженного газа из США.
Советник президента Сербии Иван Мркич считает, что "визит премьера в США укрепляет отношения с Вашингтоном, но не отдаляет Белград от Москвы". Глава белградского Центра внешней политики Александра Йоксимович также не видит "драматического поворота в курсе Сербии, так как о присоединении Белграда к санкциям против России речь не идет". "Это прагматичная политика,— пояснила она "Ъ".— Америка может помочь Белграду со вступлением в ЕС и в решении проблем с Косово".
Впрочем, когда стало известно о визите Вучича в Вашингтон, он получил приглашение премьера Дмитрия Медведева посетить РФ в ближайшее время. На вопрос о визите в Россию и его сроках сербский премьер ответил так: "Да, будет. Но не сейчас".
Стремление Сербии существенно сблизиться с ЕС и США наверняка вызовет недовольство Москвы, считающей Белград ключевым партнером на Балканах. Москва в свое время болезненно отреагировала на присоединение Черногории к санкциям ЕС и ее планы вступить в НАТО. Да и недавнее заявление македонского премьера Николы Груевского, увязавшего присоединение к "Турецкому потоку" с позицией Евросоюза, вызвало в РФ явное разочарование.
В создавшейся ситуации выбор у Москвы невелик. Либо объявить эти балканские страны проамериканскими со всеми вытекающими для отношений с ними последствиями. Либо согласиться с тем, что они могут иметь хорошие отношения и с Западом, и с Россией. Второй вариант вполне реален. Еще год назад глава МИД РФ Сергей Лавров утверждал: "Нельзя исходить из логики, что если кто-то является союзником США, то не может быть партнером России. И наоборот".