"Легализация параллельного импорта чревата негативными последствиями"
ФАС предложила разрешить параллельный импорт косметики, парфюмерии, безалкогольных напитков и средств гигиены. Ранее без согласия владельца бренда планировалось ввозить только автозапчасти и лекарства. Стоимость товаров от неофициальных дилеров действительно будет ниже, однако вместе с ценой упадет и качество продукции, предупреждают эксперты "Коммерсантъ FM".
Косметику и парфюмерию в России могут разрешить продавать не только официальным дилерам. Федеральная антимонопольная служба предлагает расширить список товаров, которые будут ввозиться в Россию с помощью так называемого параллельного импорта, то есть без согласия владельца бренда. Ранее первый вице-премьер Игорь Шувалов выступил с инициативой снять эти ограничения для продажи автозапчастей и лекарств. Однако антимонопольщики призвали распространить правило на косметику, безалкогольные напитки и средства гигиены. Об этом стало известно газете "Ведомости". Эта мера позволит снизить цены на товары, отметил директор Центра исследований международной торговли РАНХиГС Александр Кнобель.
"Параллельный импорт — это возможность продавать продукцию не только официальным дилерам, а вообще любым импортерам. Разрешение параллельного импорта увеличивает конкуренцию между поставщиками и может способствовать снижению цены. В идеале нужно максимально способствовать развитию конкуренции, тем более что девальвация рубля уже дала преимущество отечественным производителям, которые заведомо перекрывают негативные для них эффекты от роста конкуренции вследствие разрешения этого параллельного импорта. Подход разумный", — считает Кнобель.
Разрешение параллельного импорта для косметики, парфюмерии и напитков ударит по качеству этой продукции на российском рынке, уверен исполнительный директор содружества "Русбренд" Алексей Поповичев. В его организацию, в частности, входят компании Procter & Gamble, Colgate-Palmolive, Coca-Cola и Unilever. При этом цены на товары никак не изменятся, подчеркнул Поповичев.
"Если говорить о ценах, то подобное исследование Высшей школы экономики показало, что существенное влияние на цену на потребительском рынке легализация параллельного импорта не даст. Но в то же время это чревато негативными последствиями, сокращением рабочих мест. Если мы говорим про импортозамещение, зачем тогда создавать избыточную конкуренцию для брендов? При этом конкурировать они будут с продукцией непонятного качества, потому что лучшие товары параллельным путем не попадают", — рассуждает Поповичев.
Параллельный импорт в первую очередь ударит по иностранным компаниям, которые инвестировали в Россию, открыв здесь свои заводы. Это отметил гендиректор Агентства поддержки экспорта и инвестиций Московской торгово-промышленной палаты Сурен Варданян. Легализовать такой вид ввоза товаров стоит лишь в тех отраслях, где не развито внутреннее российское производство, однако косметика к ним не относится, подчеркнул Варданян.
"Возникает ситуация во взаимоотношениях с компаниями, которые держат бренды здесь, и компаниями, которые проинвестировали сегодня в Россию, локализовав производство продукции на российском рынке. Там, где мы получили инвестиции наших партнеров, которые локализовали здесь производство, такая мера была бы просто-напросто нелогичным шагом на их добрый шаг инвестировать в страну", — отметил Варданян.
В аппарате вице-премьера Игоря Шувалова "Коммерсантъ FM" подтвердили, что вопрос о легализации параллельного импорта обсуждается совместно с ФАС. В частности, действительно предлагается ввести послабления на ввоз автозапчастей и медицинской продукции. Однако коснется ли инициатива косметики, парфюмерии и напитков, представители вице-премьера уточнить отказались.