Свежий воздух кризиса
Борис Барабанов — о том, почему фестивали под открытым небом обрастают аттракционами
Начался сезон российских фестивалей под открытым небом. Несмотря на присутствие в их названии слова "музыкальный", в них становится все меньше музыки
Самыми крупными буквами на афишах пишут имена музыкантов-участников и названия их групп. Но, по большому счету, фестивали давно перестали быть сугубо музыкальными событиями. Имея в своем распоряжении довольно предсказуемую колоду артистов, организаторы используют ее как отправную точку, чтобы предложить публике более широкий спектр эмоций, нежели меломанские удовольствия.
Удовольствие
Главная новость состоит в том, что фестивали под открытым небом никуда не делись. Недавние враждебные экономические вихри практически не оставляли сомнений в том, что крупные музыкальные маневры для больших народных масс этим летом невозможно будет окупить, а компаниям-спонсорам будет не до песен и плясок на воздухе. И тем не менее практически все крупные фестивальные бренды остались в строю. Даже появились новые, например фестиваль "В контакте", с которым одноименная социальная сеть дебютирует в Санкт-Петербурге 18-19 июля. Желание продолжать бизнес не зависит от того, как далеко от Красной площади базируется фестивальный городок. Скажем, оставшийся без спонсоров фестиваль V-Rox, придуманный Ильей Лагутенко ("Мумий Тролль"), пройдет во Владивостоке в третий раз. Не сдается и лишившаяся поддержки московского Департамента культуры "Усадьба Jazz". Фестиваль "Кубана", о чьем закрытии было объявлено в прошлом году, возродился в Калининградской области, причем с довольно мощным по нынешним временам составом, включающим группы HIM и Enter Shikari. Впрочем, с музыкальной палитрой в этом году все равно не все шикарно. Именно гонорары больших зарубежных артистов — самая болезненная сторона гастрольной индустрии. И в фестивальной экономике они тоже слабое звено. Поэтому самая яркая звезда на "Усадьбе Jazz" — афробит-барабанщик Тони Аллен. Поэтому в расписании "Пикника "Афиши"", где когда-то играли Blur и Franz Ferdinand, из "фирменных" хедлайнеров пока заявлены только Hot Chip и The Horrors. Поэтому "Кубана", которая могла позволить себе System Of a Down, Korn и The Prodigy, в этом году имеет на афише лишь одного большого стадионного героя международного масштаба — группу Panic! At The Disco. Зато на "Кубане" появится Земфира. Этим летом она довольно много играет по фестивалям, в ее планах также "Пикник "Афиши"" и Tbilisi Open Air. К этому можно относиться как угодно, но в отечественной фестивальной индустрии 2015 год — год импортозамещения. Например, около 80 процентов участников фестиваля Alfa Future People (17-19 июля, Нижний Новгород) в этом году — российские электронные музыканты. Если фестивали хотят выжить, им приходится искать новых героев для большой аудитории. И здесь, кстати, довольно любопытно отметить тот факт, что этих героев по-прежнему не создают мейнстримовые поп-медиа. Исключением и одновременно подтверждением данному тезису служит группа Therr Maitz. С одной стороны, ее лидер Антон Беляев, участник 2-го сезона шоу "Голос", обласкан телевидением и, как следствие, узнаваем. С другой стороны, как бы часто ни показывали Антона по ТВ, его песни — это все равно англоязычный материал, причем довольно далекий от принятых в наших краях поп-стандартов. Therr Maitz играют этим летом минимум на пяти фестивалях, и дело здесь, конечно, не в "Голосе", а в том, как работают Therr Maitz со своей интернет-аудиторией и как они относятся к своей концертной работе. Еще одна относительно новая для концертного рынка группа, которая второй год подряд занимает хедлайнерские позиции,— грузины "Мгзавреби". Они в этом году — едва ли не главные люди на фестивале "Дикая мята" наряду с классиками — "Аквариумом" и "Калиновым мостом". Но интереснее то, что в нынешнем сезоне их позвали и на "Нашествие", хотя для главного фестиваля русского рока это вроде бы "неформат". В хедлайнерах сразу двух больших фестивалей, Stereoleto и "Пикника "Афиши"", числится Иван Дорн. Пожалуй, это единственная украинская суперзвезда, которая приедет летом на российские open air. Если "Океан Ельзи", "Воплi Вiдоплясова" и "Бумбокс" непредставимы сейчас на российской сцене, то Иван Дорн каким-то образом избежал политических коннотаций. Таким образом, грузины "Мгзавреби" и украинец Дорн в каком-то смысле остаются "нашими", да еще способными аккумулировать большие зрительские массы.
Приключение
"Главное приключение лета" — слоган "Нашествия". Долгое время он был справедлив только для этого фестиваля. Подразумевалось среди прочего, что посетителей ждут препятствия и трудности, и это часть общего экспириенса. До сих пор многие сторонние наблюдатели не представляют себе музыкальной тусовки на выезде без переполненных электричек, путаницы с парковками, перебоев с питанием и водой, затопленных дождем палаток, а то и без стычек со стражами порядка. Все это осталось в далеком прошлом. Разве что с дождями ничего сделать не удалось. Ну так на "Вудстоке" тоже был дождь, и для кого-то фестиваль не фестиваль без грязевых ванн. А с палатками все давно в порядке. На некоторых фестивалях они даже включены в стоимость билета. Но жажда приключений по-прежнему свойственна публике, едущей на open air. Поэтому организаторы фестивалей с каждым годом все больше внимания уделяют спорту и культуре тела. Причем обычным футболом, йогой или каким-нибудь бегом в мешках дело не обходится. Спорт ведь тоже поле для конкуренции. На фестивале Alfa Future People в этом году устраивают турнир по американскому футболу с участием профессиональных команд, а на "Кубане" — чемпионат по поиску янтаря. Иногда кажется, что жизнь на российских фестивалях становится даже слишком комфортной. И если подслушать разговоры организаторов, то их тайная мечта — что-нибудь вроде российского варианта Burning Man, осязаемое чудо посреди пустыни, живущее только несколько дней, пока его не сожгут сами создатели. Потому что все фестивали в конце концов становятся похожи друг на друга. Со специальными дополнительными электричками и автобусами-шаттлами, кажется, разобрались уже все устроители, на очереди — мобильные приложения и системы бесконтактных платежей. То есть хорошо упакованный отдых. А продавать хочется уникальный опыт. Что-то вроде катапульты в фильм "Безумный Макс" с его огнедышащими гитарами и передвижными барабанными батареями.
Пропаганда
Форум "Селигер" в былые годы географически был не так уж далек от "Нашествия", однако организаторам рок-н-ролльного слета всегда удавалось держаться в стороне от политической повестки дня. К чести российской фестивальной индустрии стоит сказать, что ни один из крупных фестивальных брендов до сих пор не приватизирован ни одним политическим движением. Что бы ни говорили о музыкальных фестивалях, их публике и их организаторах, они остаются зоной свободы. "Сегодня была на радио РСН, и позвонивший в прямом эфире упрекнул меня в пособничестве Западу в связи с тем, что я привожу иностранных музыкантов",— пишет в своем Facebook организатор "Усадьбы Jazz" Мария Семушкина.
Идеологический фон меняется, но вряд ли в нынешнем сезоне это скажется на фестивальной жизни сильнее, чем экономические проблемы. В конце концов, на "Нашествии" в этом году сыграют "Машина времени" и "Ночные снайперы", и желание публики в очередной раз дружным хором спеть их песни сильнее, чем сомнения в их верности отчизне. И если уж говорить о "Нашествии", то, пожалуй, самый яркий пример проникновения идеологии в фестивальную жизнь — это устроенная здесь экспозиция боевой техники, а также акция "Готов защищать Россию!" и чуть ли не целый военный парад. Все это выросло из традиционных для данного фестиваля полетов пилотажных групп, которые в первые годы воспринимались исключительно как зрелищный аттракцион. Теперь на "Нашествии" рассказывают о том, как круто служить в армии. Представить себе такое 10 лет назад было невозможно. Как и многое другое в нашей жизни.