"Задача "Клуба лидеров" — упростить бюрократические процедуры для предпринимателей"
"Клуб лидеров" представит президенту доклад по результатам "контрольных закупок" за первое полугодие 2015 года. Председатель предпринимательского объединения и директор направления "Новый бизнес" Агентства стратегических инициатив Артем Аветисян покажет Владимиру Путину результаты работы по проверке эффективности деятельности госструктур и анализу правоприменительной практики в российских регионах. Артем Аветисян ответил на вопросы ведущей "Коммерсантъ FM" Натальи Ждановой.
"Клуб лидеров" дважды в год готовит отчеты президенту о результатах "контрольных закупок", когда сами предприниматели выступают в качестве "тайных агентов" бизнеса, проверяя качество и эффективность работы госструктур в российских регионах. В целом за последнее время предприниматели провели уже более 200 "контрольных закупок" в 25 регионах.
— Я так понимаю, пока доклад не представлен президенту, может быть, некоторые детали его вы нам расскажите, об этих "контрольных закупках" какую-то более подробную информацию?
— Прежде всего хотелось бы сказать, что вообще такое "контрольные закупки" и откуда появилась эта идея. На самом деле, метод не новый, он используется в торговых сетях при проверке качества продукта, так называемый "метод тайного покупателя". И мы этот метод в "Клубе лидеров" применили на проверку деятельности госструктур, связанных с ведением предпринимательской деятельности. Начали мы полтора года назад с проверки того, как регистрируются предприятия с точки зрения скорости, стоимости, и сколько этапов нужно пройти предпринимателю, чтобы зарегистрировать предприятие. Позже мы распространили эту практику на таможню — насколько быстро можно перевезти груз через границу и сколько документов нужно представить. Позже — на сети, как быстро можно подключиться к сетям. После — Росреестр, а также доступ предпринимателей к деньгам банков. Таким образом, мы можем понимать и на практике оценивать, насколько эффективно проходят реформы по тем "дорожным картам", которые создавались на площадке Агентства стратегических инициатив.
— Какая самая проблемная точка сейчас для предпринимателей?
— По многим картам действительно наметились улучшения, но те направления, которые остаются действительно сложными, например, получение разрешения на строительство, до сих процедура сложная, длительная и требует очень много сил от предпринимателей. Кроме этого, проблемой я бы назвал тему, связанную с подключением к сетям, хотя мы все равно продвинулись по этому направлению, но остаются проблемы.
Я приводил пример на прошлой неделе и докладывал президенту о нашей "контрольной закупке" в Челябинске: предприниматель подал на увеличение мощности в "Челябэнерго", случай простейший, не требовалось ни реконструкции, ни строительства нового, ничего, просто увеличить мощность. По закону срок рассмотрения и принятия решения не должен превышать четыре месяца. Бумажная волокита в данном случае заняла более года. Это пример по карте электроэнергетики.
— Вы говорите в основном о бюрократии, а что касается коррупции? С этими фактами наверняка тоже сталкивались при "контрольных закупках"?
— Коррупционные схемы – это направление, которое проверяют другие структуры. Наша задача — понимать процедуры и максимально их упрощать, чтобы бизнес можно было делать без преград.
— Какими будут ваши основные рекомендации в этом докладе?
— Во-первых, мы покажем все кейсы, которые мы провели, — это "контрольные закупки" более чем в 25 регионах, порядка 200 закупок. Мы покажем и предложим те идеи, которые у нас родились в процессе. К примеру, мы, проверяя доступ малого и среднего бизнеса к закупкам госкомпаний, а это тоже отдельная "дорожная карта", по этому поводу отдельное постановление правительства, более того, вводится квотирование: каждая госкомпания должна будет уже в этом году минимум 18% заказа распределять именно на малый и средний бизнес.
Мы в процессе закупки выявили, что существует более 127, 127 электронных площадок, на которых происходят торги, и зачастую, чтобы предпринимателю в них разобраться, компании нанимают отдельный штат только для того, чтобы мониторить эти площадки. Причем у каждой из них свои правила, стоимость участия, и недешевая, на некоторых площадках доходит до 120 тыс. руб. в год. Для малого бизнеса это существенные деньги. Более того, на доступ к этим электронным площадкам требуется своя электронно-цифровая подпись.
Яркий пример здесь — РЖД. Мы, собственно, помимо того, что эти факты выявляем, мы предлагаем решение. Мы считаем, что должны быть единые вменяемые правила для работы с площадками. Возможно, площадок должно быть меньше. Я привел на наблюдательном совете пример Южной Кореи, в которой работает одна площадка, на которой достаточно только зарегистрироваться, уплатить единый взнос, который сопоставим с 8 тыс. руб., и можно спокойно работать и участвовать в тендерах и выигрывать госзаказы, при этом неважно, чем ты занимаешься.