Льготы не вытянули автокредитование
Гражданам пока не до новых машин
Запущенная 1 апреля госпрограмма льготного автокредитования смогла лишь замедлить падение этого рынка. Доля машин, покупаемых в кредит, выросла примерно вдвое, но объем выдаваемых автокредитов упал более чем на 10%, а продажи новых автомобилей в России в целом почти на 40%.
Согласно данным аналитического агентства Frank Research Group на 1 мая, совокупный объем портфеля автокредитов сократился за четыре месяца с начала года на 10,9%, до 831 млрд руб. Впрочем, если в первом квартале портфель автокредитов ежемесячно терял около 27 млрд руб., то в апреле сокращение составило лишь 19 млрд руб., то есть на 30% меньше, чем в предыдущие месяцы.
Участники рынка сходятся во мнении, что причина замедления сокращения портфеля заключается в запуске госпрограммы льготного автокредитования. "Объем продаж (год к году) сократился в апреле на 42%, отчасти из-за того что многие автопроизводители в ожидании кризиса не завезли достаточно машин в страну. Кроме того, потребительский спрос невысок: у кого были деньги, уже купили, у кого они есть на покупку, ждут лучших времен,— говорит глава департамента розничных продаж Юникредит-банка Иван Матвеев.— А вот с кредитами все наоборот: благодаря госпрограмме и спецпрограммам автопроизводителей уровень проникновения кредитов в общие продажи начинает расти". По словам старшего вице-президента ВТБ 24 Алексея Токарева, замедление сокращения совокупного портфеля автокредитов, зафиксированное в апреле,— однозначно результат запуска госпрограммы. "На начало года уровень кредитных продаж в среднем по рынку был 9%, по итогам апреля (первый месяц действия программы) вырос до 26%, к концу года мы ожидаем 35-процентного уровня кредитных в общих продажах автомобилей",— говорит он.
Госпрограмма автокредитования стартовала 1 апреля. В рамках нее планировалось выдать 200 тыс. кредитов до конца года. Согласно данным Минпромторга, за первый месяц по ней в кредит было продано 19 тыс. автомобилей и было одобрено еще 57,3 тыс. заявок на кредиты. Программа распространяется на автомобили, собранные в России, стоимостью до 1 млн руб., минимальный первоначальный взнос по ней — 20% от стоимости машины, ставка ограничена ключевой ставкой плюс 10 процентных пунктов (22,5%), государство субсидирует банкам 2/3 ключевой ставки, таким образом, для конечного потребителя она не может превышать 14,17%.
По данным Минпромторга, за полтора месяца работы программы реализовано уже 38,5 тыс. автомобилей, то есть за половину мая выдано больше, чем за весь апрель. И все же участники банковского рынка пока не ждут позитивной динамики в автокредитовании. "В целом говорить о восстановлении рынка преждевременно. Мы наблюдаем снизившийся аппетит банков к автокредитованию, вызванный ростом уровня рисков, повышением издержек, а также снижением уровня доходности из-за стратегических ошибок в построении бизнес-модели",— говорит директор управления розничных продаж Сетелем-банка Дмитрий Мольков. По его мнению, говорить, что в этих условиях банки будут стремиться восстановить объем бизнеса, не приходится.
"Рынок автокредитования привязан к общим продажам автомобилей, а они падают,— говорит Алексей Токарев.— Благодаря программе доля кредитов в общих продажах автомобилей по итогам года составит 28%, такой же она была и в 2014 году, но объем рынка сократился". По данным Ассоциации европейского бизнеса, продажи в первые четыре месяца года упали почти на 38%, до 516,1 тыс. машин (см. "Ъ" от 28 мая). "Если в прошлом году было продано 2,49 млн новых легковых автомобилей, то в этом году мы ожидаем, что продажи составят 1,6-1,7 млн и при сохранении доли кредитных продаж на уровне прошлого года совокупный объем портфелей автокредитов уменьшится на 16%. Без поддержки в виде госпрограммы сокращение могло бы быть около 24-25%",— отмечает Алексей Токарев. По словам Ивана Матвеева, ожидать восстановления роста портфеля в текущем году вряд ли возможно. "От прошлого кризиса рынок отходил пять лет, тут все очень инерционно из-за привязки к производственным планам автопроизводителей",— поясняет он.