Колонии добавили дел
По фактам смертей заключенных в ИК-14 начато уголовное разбирательство
В Нижегородской области расследуются два уголовных дела, возбужденных по фактам смертей осужденных в исправительной колонии №14. По предварительной версии следствия, заключенные умерли после жестокой драки с сокамерниками. Пока дела возбуждены в отношении неопределенного круга лиц. В региональном управлении Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) пока не комментируют расследование. Правозащитники говорят о закрытом характере разбирательства, что, по их мнению, может привести к бунту, аналогичному тому, что произошел в лечебно-исправительном учреждении №3 в начале мая.
Семеновский межрайонный следственный отдел Следственного комитета России по Нижегородской области возбудил уголовные дела по факту смерти двух заключенных исправительной колонии №14 (ИК-14, поселок Сухобезводное Семеновского района Нижегородской области). Об этом стало известно из ответа начальника ГУ ФСИН России по Нижегородской области Виктора Дежурова на запрос одного из родственников осужденного (есть в распоряжении „Ъ“). Речь идет о смертях заключенных, избитых сокамерниками 16 ноября и 4 декабря 2014 года. Дела возбуждены по ч. 4 ст. 111 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего) в отношении неустановленных лиц.
Кроме этого, в ответе начальника ГУ ФСИН сообщается, что в ходе проверки «установлен факт возможного причинения смерти» еще одному избитому осужденному в июле 2012 года. «Соответствующий материал направлен в следственные органы», — говорится в письме.
В региональном следственном управлении СКР и в ГУ ФСИН вчера не смогли оперативно прокомментировать возбуждение уголовных дел, сославшись на занятость.
«Нас давно беспокоит ситуация в ИК-14, — рассказал „Ъ“ член Общественной наблюдательной комиссии Дмитрий Утукин. — Мы не раз получали сигналы от осужденных, что там практикуются пытки. Однако ни одно заявление так и не было расследовано надлежащим образом. Теперь же мы получаем информацию о том, что возбуждены уголовные дела по факту смерти, но нет информации о версиях следствия, об обвиняемых, об ответственности руководства колонии. Как будто это не смерть двух осужденных в колонии, а какое-то мелкое бытовое преступление. На примере бунта в Нижегородской колонии ЛИУ-3 мы можем убедиться, что замалчивание проблем ведет к тому, что ситуация становится взрывоопасной». Речь идет о беспорядках в лечебно-исправительном учреждении №3, где в начале мая во время драки осужденных пострадали более 20 человек, в том числе один умер в больнице (подробно об этом „Ъ“ писал 7 мая 2015 года).
С ситуацией в ИК-14 следователи уже разбираются по другому поводу. В отношении бывшего заместителя начальника этой колонии Алексея Зайцева возбуждено дело по ч. 1 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий). О каких конкретно нарушениях идет речь, ни в СУ СКР, ни в ГУ ФСИН не уточняют.