Вагоны докатились до ломбарда
Операторы ищут спрос на свои облигации
Кризис и высокие кредитные ставки заставляют железнодорожных операторов искать новые способы привлечения финансирования. Как стало известно "Ъ", участники рынка рассматривают возможность выпуска рублевых облигаций, но хотят заручиться гарантией, что бумаги попадут в ломбардный список ЦБ. Операторы попросили Минтранс пролоббировать их интересы в ЦБ. Аналитики отмечают, что после введения санкций критерии включения в ломбардный список стали менее жесткими, но не уверены, что операторам удастся включить в него свои бонды без международного рейтинга или госгарантий.
В распоряжении "Ъ" оказалось письмо НП "Совет операторов железнодорожного транспорта" (СОЖТ, объединяет 32 компании, контролирующие 70% грузовых вагонов) от 28 мая к первому замминистра транспорта Олегу Белозерову. НП жалуется на сложности с привлечением средств из-за высоких кредитных ставок. Вариантом решения проблемы, считают в СОЖТ, могли бы стать рублевые облигации, но спрос инвесторов ограничен, и НП просит Минтранс способствовать включению бумаг в ломбардный список ЦБ. В НП от комментариев отказались, в Минтрансе заявили, что письмо к ним не поступало. Источник "Ъ" в компании, бумаги которой включены в список, напоминает, что сначала надо выпустить бонды: "С выпуска до решения ЦБ проходит 20-30 дней, смысла обращаться в банк заранее нет".
Другой источник "Ъ" на рынке пояснил, что обращение операторов — вынужденная мера на фоне падения погрузки, низкой доходности вагонов (400 руб. в сутки за полувагон) и трудностями с обслуживанием кредитов. Он отметил, что от Минтранса требуется подтверждение того, что члены СОЖТ — надежные заемщики. Другой собеседник "Ъ" информирован, что обращение НП писалось по инициативе "Запсиб-Транссервиса" (ЗСТС), который в мае разместил трехлетние облигации на 5 млрд руб.
В "Запсиб-Транссервисе" отметили лишь, что сами не обращались в ЦБ о включении бондов в ломбардный список. Выручка ЗСТС по РСБУ в первом квартале составила 1,8 млрд руб., чистая прибыль — 125 тыс. руб. (за аналогичный период 2013 года — 11,1 млн руб.), общий долг — 21,5 млрд руб. По данным "Ъ", интерес к ломбардному списку может быть и у Первой грузовой компании (ПГК) Владимира Лисина, которая опубликовала проспект эмиссии в 2013 году, но бонды так и не выпустила. Вчера в ПГК заявили, что поддерживают обращение СОЖТ. Пока в ломбардный список входят облигации только двух операторов — "Трансконтейнера" и Новой перевозочной компании.
Опрошенные "Ъ" аналитики удивлены, что операторы не действуют напрямую. С 2014 года и по мере введения санкций ЦБ снизил критерии включения бумаг в ломбардный список, говорит Алексей Егоров из Промсвязьбанка, чтобы открыть банкам доступ к российским активам, когда валютные кредиты стали недоступны. Наличие бумаг в списке делает их более привлекательными, поскольку банки могут заложить их в ЦБ, замечает он. Но глава аналитического управления банка "Зенит" Кирилл Сычев уточнил, что для включения в список нужно иметь международный рейтинг или госгарантии, поэтому операторам будет сложно в него попасть. Аналитики предполагают, что СОЖТ хочет попасть под положение ЦБ 312-П о предоставлении банкам кредитов, обеспеченных активами. "Для этого не нужны облигации, а требования не столь жестки, как для ломбардного списка, достаточно договоренности с конкретным банком",— уточняет господин Сычев.