И другие нежелательные лица
"Ъ" разбирался, почему 89 европейцам запретили въезд в Россию
Глава российского МИДа Сергей Лавров вчера объяснил, какими критериями руководствовались власти РФ при составлении черного списка 89 невъездных европейцев. Как и в случае с персональными санкциями со стороны Евросоюза, главным здесь стала ситуация вокруг Украины. Москва, по словам Сергея Лаврова, запретила въезд официальным лицам ЕС, "которые активнейшим образом поддерживали госпереворот". В Евросоюзе этим объяснением не удовлетворились: власти ряда стран ЕС вызвали на ковер российских послов, в МИД ЕС российский черный список назвали "произвольным и необоснованным". "Ъ" разобрался, почему 89 европейцам могли запретить въезд в РФ. Выяснилось, что далеко не все из них имеют отношение к Украине.
Война черных списков
Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров вчера отреагировал на претензии представителей стран ЕС по поводу списка 89 невъездных европейцев, обнародованного западными СМИ в минувшие выходные (см. "Ъ" от 1 июня). "Нас обвиняют в том, что мы составили список лиц, которым закрыт въезд в РФ, произвольно, без каких-либо на то оснований, тогда как со стороны ЕС были соблюдены все "приличия", потому что каждый россиянин, включенный в запретный список ЕС, это "заслужил",— заметил глава МИД РФ.— Даже неловко объяснять абсурдность и нелепость подобной логики: это попытка подменить международное право собственными политическими пристрастиями".
По его словам, Москва "ответила взаимностью на односторонний, недружественный и ничем не спровоцированный шаг", то есть на введение Евросоюзом санкций в отношении 150 граждан РФ. При этом Сергей Лавров рассказал об основном критерии, которым в Москве руководствовались при составлении списка невъездных европейцев: как и в случае с санкциями со стороны ЕС, главным здесь стала ситуация вокруг Украины.
"Ответные санкции касались деятелей, которые активнейшим образом поддерживали госпереворот на Украине, в результате которого русские на Украине стали подвергаться гонениям и дискриминации",— пояснил российский министр.
В Евросоюзе этой мотивировкой не удовлетворились: власти Чехии и Эстонии вызвали российских послов "для объяснения". Раскритиковали российский черный список и в МИД ЕС. "У нас нет информации о правовой основе, критериях и процедуре этого решения. Мы считаем эту меру совершенно произвольной и необоснованной, особенно в связи с отсутствием каких-либо дополнительных разъяснений и прозрачности",— посетовала представитель ведомства Майя Коциянчич.
Заведующая отделом европейских политических исследований ИМЭМО РАН Надежда Арбатова пояснила "Ъ", что "каким бы ни было содержание российского санкционного списка, в Евросоюзе оно было бы воспринято отрицательно". По ее словам, главный посыл ответных мер Москвы — показать Брюсселю, что Россия не готова оставаться в положении "наказанного ученика".
По списку рассчитайся!
"Ъ" попытался разобраться, кому и почему запретили въезд в Россию. По данным источника "Ъ" в МИД РФ, предложения по включению тех или иных лиц в список прислали российские посольства в странах ЕС. Часть имен туда вписали в Москве. Самую большую группу в списке из 89 фигурантов составляют нынешние и бывшие члены Европарламента (28 человек). Они представляют пять фракций — все, за исключением "Европы за свободу и демократию" (объединяет евроскептиков и националистов) и "Европейских объединенных левых / Лево-зеленых Севера" (коммунисты и социалисты).
Большинство (12 человек) представляет или раньше представляло Европейскую народную партию (ЕНП) — крупнейшую на данный момент фракцию Европарламента, наиболее критично настроенную по отношению к России. В ЕНП регулярно готовят самые жесткие проекты резолюций, касающихся Москвы: о ситуации на востоке Украины, о переходе Крыма под юрисдикцию России, о правах человека в РФ. Например, один из фигурантов черного списка от ЕНП, эстонец Тунне Келам ранее заверял "Ъ", что вместе с соратниками по фракции будет добиваться от РФ возврата Крыма Украине столько, сколько понадобится: США, по его словам, более 50 лет оказывали на Москву "юридическое и моральное давление" за присоединение к СССР в 1940 году балтийских государств, и "в итоге эта тактика оказалась оправданной" (см. "Ъ" от 16 января).
Еще один член ЕНП, швед Гуннар Хекмарк, едва ли не большую часть своих сообщений в Twitter посвящает России и связанным с нею темам. "На Украине никогда не было переворота, а было демократическое решение парламента избавиться от коррумпированного лидера (Виктора Януковича.— "Ъ")",— написал он вчера. Депутат публиковал фотографии неких военных, которых называл воюющими на востоке Украины представителями вооруженных сил РФ, давал ссылку на репортаж о работе так называемой "фабрики троллей" под Санкт-Петербургом (занимается публикацией провластных комментариев в интернете). После обнародования черного списка Москвы господин Хекмарк сделал перепост сообщения своего коллеги по Европарламенту латыша Артиса Пабрикса, написавшего у себя на странице: "Из-за попадания в черный список я не смогу провести летний отпуск в Сибири — в районе концлагерей наших родителей".
Большинство европарламентариев от попадания в список не расстроилось. Латышка Инесе Вайдере заверила агентство LETA, что никто из фигурантов списка все равно не собирался ехать в Москву, а также пожалела россиян, которые из-за введенного недавно Россельхознадзором запрета лишатся латвийских шпрот. А шведка Анна Мария Корацца Бильдт вообще призналась, что "горда попаданием в список", пояснив: "Если Кремль принимает меня и моих коллег всерьез, то это значит, что мы хорошо делаем свою работу". "В Кремле, похоже, поняли, кто у нас в семье хозяин",— иронично отметил ее супруг, экс-премьер Швеции Карл Бильдт, один из самых ярых критиков Москвы, по какой-то причине не попавший в черный список.
Сожаление высказал лишь экс-депутат Европарламента Марек Сивец (Польша). "Запретили въезд тем, кто активно участвовал в решении украинского вопроса,— заявил он.— Но мы никогда не были радикалами: не было доктринальной риторики, действий, голосований против России. Речь шла о поддержке позитивных тенденций на Украине". Впрочем, ранее господин Сивец все-таки выступал с заявлениями, которые этот тезис опровергают: например, обвинял Москву в получении выгоды от "теневой экономики" в странах бывшего СССР — "феномена, при котором все разрешено до тех пор, пока не затрагивает интересы кремлевских правителей".
Отметим, что в свое время схожим образом на черные списки США и ЕС реагировали многие российские депутаты и сенаторы: они утверждали, что все равно не собирались ехать на Запад и гордятся тем, что попали под санкции.
Еще 26 фигурантов списка относятся к группе национальных политиков стран ЕС — от обычных депутатов (включая немца Карла Георга Велльмана, которого не пустили в РФ на прошлой неделе) до действующих и бывших спикеров национальных парламентов или членов правительства. Один из наиболее известных фигурантов списка — бывший лидер британских Либеральных демократов и вице-премьер Ник Клегг — явно был наказан за требование отобрать у России право на проведение чемпионата мира по футболу 2018 года. Еще один британский депутат — Роберт Уолтер — выступил с инициативой о лишении делегации РФ права голоса в ПАСЕ.
Среди национальных политиков — двое бывших первых лиц государства (экс-президент Литвы Витаутас Ландсбергис и экс-премьер Литвы Андрюс Кубилюс), а также бывшие главы внешнеполитических и оборонных ведомств. В список включены Лене Эсперсен и Пер Стиг Меллер (оба ранее возглавляли МИД Дании), экс-министр обороны Эстонии Урмас Рейнсалу, экс-министр обороны Великобритании Эндрю Роботан, экс-министр иностранных дел Чехии Карел Шварценберг. "Когда я увидел другие имена в списке, я понял, что я в приличной компании,— заявил господин Шварценберг.— Воспринимаю это как награду".
В список включена и экс-министр спорта и культуры Швеции Лена Адельсон-Лильерут: в прошлом году она приехала в Сочи вместе со шведскими спортсменами, но демонстративно бойкотировала торжественную церемонию открытия Игр из-за претензий к Москве по защите окружающей среды, коррупции и нарушениям прав человека при подготовке к Олимпиаде.
Еще одна категория фигурантов списка — "силовики" (15 человек). Большинство из них (восемь человек) — поляки. Например, военный представитель Польши в НАТО Анджей Фалковский, который в октябре 2014 года высказывал претензии "к так называемым российским миротворцам, которые "творят мир" на ранее захваченных территориях". "Мы, конечно, не хотим превращать Европу в неприступную крепость, но предпринять своевременные действия нам просто необходимо",— предупреждал генерал. Еще один фигурант списка — командующий Союзом обороны Эстонии Меэлис Кийли — отличился жестким заявлением, что если некие вооруженные люди "без погон и опознавательных знаков" появятся в Эстонии, то немедленно будут "арестованы и преданы суду или уничтожены".
Многие "силовики" из санкционного списка Москвы — люди непубличные (например, глава британской контрразведки MI5 Эндрю Паркер) и не выступали с громкими заявлениями о России. Вместе с тем у Москвы нашлись к ним претензии. Например, глава департамента госбезопасности Литвы Гедиминас Грина был причастен к высылке из страны в апреле 2014 года генконсула РФ в Клайпеде Владимира Малыгина — ведомство господина Грины объявило, что российский дипломат собирал информацию о политической ситуации в стране и о проекте строительства терминала сжиженного газа.
В черный список попали даже те, кто занимает взвешенную позицию. Яркий пример — заместитель командующего вооруженными силами Эстонии выпускник Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища Артур Тиганик. Ранее он называл разговоры о возможном нападении РФ на Эстонию "спекуляциями, под которыми нет реальных фактов" и подчеркивал, что не видит в действиях Москвы в сфере обороны ничего пугающего.
Нашлись у Москвы претензии и к главе Службы имущественных взысканий Швеции Еве Лидстрем Адлер: возглавляемое ею ведомство в прошлом году продало с аукциона в рамках исполнения судебного решения здание российского торгпредства в Стокгольме (см. "Ъ" от 15 сентября 2014 года). Принудительной продажи недвижимости (жилой дом площадью почти 3 тыс. кв. м) добился немецкий бизнесмен Франц Зедельмайер — в связи с отказом РФ выплатить присужденные ему в 1998 году $2,35 млн (с учетом процентов — более $5 млн) в качестве компенсации за "разрушенный бизнес и изъятое имущество" в Санкт-Петербурге (особняк, в котором сейчас находится гостевая резиденция президента РФ).
Служба имущественных взысканий во главе с госпожой Лидстрем Адлер продала здание на торгах за €1,32 млн Power and Resource Science Energy AB. Обжаловать объявление торгов РФ не удалось: Верховный суд Швеции выяснил, что торгпредство еще в 1976 году уведомило МИД Швеции о переезде в новое здание, а в доме проживали 60 лиц, не обладающих дипломатическим иммунитетом, в том числе десять шведских граждан, и оно использовалось в коммерческих целях. В ходе процесса власти РФ поспешили заселить дипломатами 15 квартир, однако аукцион все же состоялся. При этом потенциальные покупатели и победители аукциона в здание допущены не были: ведомство госпожи Лидстрем Адлер изначально заявляло, что не будет этому содействовать. Сейчас Россия обжалует итоги торгов в апелляционном суде Стокгольма, настаивая на иммунитете проданной недвижимости.
Ева Лидстрем Адлер уже понесла потери от попадания в российский черный список: при этом она не собиралась с визитом в Россию, а лишь вместе с двумя сотрудниками летела домой из деловой поездки в Армению с ночевкой в Москве. По данным газеты Aftonbladet, в ночь с 27 на 28 апреля чиновница была задержана в аэропорту Шереметьево. Ее задержали на один день без объяснения причин, при этом двое ее коллег смогли продолжить полет. Этот факт подтвердили пресс-секретарь Службы взысканий Кент Линдаль и представители пресс-службы шведского МИДа, где через несколько дней после инцидента заявили, что "не получили от Москвы никаких объяснений".