Потребители потеряли страх
Кризиса они уже не боятся, но расходы сокращают
К маю россияне пересмотрели свои ожидания по поводу ситуации в экономике, следует из отчета рекламной группы АДВ: если осенью скорого завершения кризиса ждали только 11% населения, то сейчас таких уже 35%. Несмотря на это, граждане сильнее, чем раньше, сокращают расходы, в том числе на бытовую технику, одежду, обувь и товары для дома. Больше половины рассчитывают в этом году сэкономить и на отдыхе — остаться на все лето дома или ограничиться поездками на дачу.
В мае доля потребителей, рассчитывающих на улучшение экономической ситуации до конца года, достигла 35%, говорится в исследовании компании Intelligent Research for Growth (IRG; входит в рекламный холдинг АДВ), опрашивавшей "активную часть населения" — мужчин и женщин в возрасте 18-55 лет в городах-миллионниках. В ходе предыдущего исследования в октябре 2014 года таких респондентов было только 11%. Напротив, доля тех, кто считает, что ситуация в экономике ухудшится, упала с 40% до 24%. "Первый стресс от изменений прошел, потребители начали осваиваться в новых реалиях и менее эмоционально воспринимать возникшие финансовые трудности",— отмечает гендиректор IRG Дарья Бабанина.
При этом текущую ситуацию потребители оценивают в основном негативно: доля тех, кто считает, что кризис за последние месяцы усилился, выросла с 50% до 60%. 63% россиян констатируют "личные финансовые затруднения" — это на 14 процентных пунктов больше, чем в октябре. 89% связывают это с ростом цен на продукты и услуги, 39% — с сокращением или задержками зарплаты, 33% — с колебаниями валютных курсов.
В октябре эти показатели составляли 75%, 31% и 28% соответственно. Как сообщил вчера ВЦИОМ, экономика возглавляет перечень важных для россиян государственных проблем: 17% населения ставят ее на первое месте в списке самых актуальных вопросов в России (в январе — 23%).
93% потребителей утверждают, что пересмотрели структуру расходов: стали меньше тратить и больше сберегать, выбирать более экономичные магазины или дешевые аналоги привычных товаров. При этом продуктовые санкции беспокоят только 23% россиян. Из них 56% страдают от нехватки привычных сыров и колбасных изделий, а 53% не хватает рыбы и морепродуктов.
К маю выросла доля тех, кто решил экономить на покупке бытовой техники и электроники — с 36% в октябре до 44%, одежде и обуви — с 36% до 47%, товарах для дома и ремонта — с 33% до 39%. С 17% до 12% снизилась доля тех, кто планирует взять банковский кредит. Но слова у респондентов могут расходиться с делом, полагает представитель "М.Видео" Антон Пантелеев. По его словам, цифры по продажам в кредит сейчас сопоставимы с прошлым годом и операционные показатели "в целом оптимистичны".
Наконец, 63% россиян решили снизить расходы на летний отдых. Так, 33% опрошенных говорят, что никуда не поедут в этом году, хотя прошлым летом дома оставались только 28% респондентов. Доля тех, кто решил ограничиться отдыхом на даче, выросла по сравнению с прошлым летом с 25% до 29%. Упало количество россиян, готовых выехать за границу или на Черноморское побережье Кавказа (Сочи, Туапсе, Анапа и т. д.) — с 26% до 18% и с 15% до 13%. Зато в два раза больше людей утверждают, что планируют ехать в Крым,— 10% по сравнению с 5% годом ранее.
При этом на выходные 12-14 июня примерно 40% бронирований приходится на зарубежные направления, указывают в совместном исследовании Biletix и "Связной Трэвел". "Предпочтения по путешествиям на выходные 12-14 июня находятся вне тренда, который доминирует на рынке в этом году. И это отчасти показывает, как востребованность зарубежных направлений постепенно возвращается",— приводятся в исследовании слова директора "Связной Трэвел" Алексея Дороша. Среди причин этого — привыкание к упавшему курсу рубля и меньшая стоимость именно краткосрочных поездок.