"В условиях кризиса кощунственно тратить миллиарды на пиар органов власти"
В Госдуме предложили наказывать губернаторов за самопиар. Один из авторов законопроекта, первый зампред комитета Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления справоросс Александр Бурков ответил на вопросы ведущей "Коммерсантъ FM" Светланы Токаревой.
Группа депутатов всех четырех парламентских фракций внесет поправки, запрещающие региональным властям тратить бюджетные средства на информирование электората о своей деятельности. За нарушение запрета предусмотрены штрафы от 100 до 500 тыс. руб. и даже лишение свободы до пяти лет в зависимости от суммы трат на пиар.
— Тема высоких трат губернаторов поднимается не впервые. Почему только сейчас вы решили выступить с этой инициативой?
— Наверное, последней каплей был губернатор Хорошавин, который тратил в год по 700 млн руб. на самопиар, причем подчеркиваю, что не своих денег, а народных, бюджетных средств.
— Есть какие-то еще у вас данные превышения своих полномочий, высоких сумм, больших трат на самопиар, помимо Хорошавина?
— Практически в каждом регионе, если брать цифры ОНФ в открытом режиме, то по всей стране суммы составляют миллиарды рублей. И мы считаем, что в условиях кризиса, когда идет резкое сокращение социальных статей в бюджетах регионов, иметь цифры на пиар органов власти кощунственно.
— Единого подхода к тратам на информирование граждан на местах не существует, расходы зависят от региона?
— Безусловно, да, расходы от региона, но мы видим, что практически во всех субъектах власти такие расходы есть. Но мы говорим не только о губернаторах, мы говорим и о председателях законодательных собраний, о вторых лицах субъектов — о тех должностных лицах, которые занимаются за бюджетные средства самопиаром. Мы это запрещаем и вводим уголовную ответственность.
— Но как понять эту грань между самопиаром и пиаром, ведь если губернатор разрезает ленточку на открытии какого-то мероприятия и это освещается в СМИ — это пиар конкретного мероприятия и конкретного человека?
— Здесь надо просто читать федеральное законодательство. В нем четко прописано, что должен освещать губернатор или другое должностное лицо. Отчет правительства региона публикуется в средствах массовой информации. В рамках закона "О чрезвычайных ситуациях" тоже сказано, что первое лицо региона уведомляет о сложившейся ситуации и необходимости проведения каких-то действий по спасению людей, по организации. Это все есть, а постоянное разрезание ленточек и освещение его любимого, его хорошего — это будет уже за гранью нашего закона, который мы предлагаем на рассмотрение.
— Но не будет ли злоупотреблений на этом фоне? Человек из самых лучших побуждений проинформировал СМИ, они рассказали об определенном мероприятии, а ему потом вменили то, что он самопиаром занимался.
— Мы с вами на эту тему можем порассуждать и при рассмотрении закона в первом чтении, и в комитетах. Самое главное, что мы заостряем эту проблему, которую необходимо решать. Еще в условиях кризиса, когда и так бюджеты сокращены на выплату зарплат учителям и врачам, а статьи по пиару первых лиц и других чиновников регионов остаются в бюджетах. Давайте это обсудим, давайте выработаем более четкие критерии, мы открыты к диалогу, это только начало работы по данному закону.
— А есть у вас своя версия, почему в наше время губернаторы и чиновники пытаются пиарить себя, возможно, это веяние времени?
— В большей части соглашусь, это веяние времени, это вседозволенность руководителей, которые занимаются, вы верно заметили, самопиаром, продвижением своих рейтингов, а не думают в ряде случаев о регионе, об экономическом и социальном положении своего региона — это есть. Время, сами видите, не лучшее.
— Эксперты считают, что губернаторы найдут возможность все-таки обойти этот запрет. Как вы к этому относитесь, и будет ли этот момент как-то учтен в первом чтении, во втором?
— Если у этого человека преступное восприятие ситуации, безусловно, он найдет, как это обойти. Но это будет очередное преступление, очередная возможность привлечь к ответственности. Если взять губернатора Хорошавина, он тоже до поры до времени думал, что у него все хорошо, а потом ситуация изменилась. Данный закон все равно умерит аппетиты и наведет порядок в этой сфере.
— Если в таком виде законопроект не найдет возражений у всех согласующих инстанций, то когда приблизительно он вступит в силу?
— У нас месяц на заключение правительства и Верховного суда, и после этого рассмотрение. Думаю, что за весеннюю сессию мы его принять не успеем. Если будет единодушное понимание всех органов власти, то в осенней сессии этот закон может быть уже принят и вступить в действие с 1 января следующего года.