"Отмена выбросов может служить промежуточным пунктом на пути к будущему"
Нефтегазовые компании нашли способ избавиться от конкурентов-угольщиков. Руководители BG Group, BP, Shell, Eni, Statoil, Total написали совместное письмо в ООН c предложением повсеместно ввести плату за выбросы углекислого газа. По их мнению, это увеличит долю газа в мировом энергобалансе и снизит долю угля. Директор аналитического департамента Газпромбанка Александр Назаров ответил на вопросы ведущего Алексея Корнеева.
— Может ли действительно такое решение повлиять на мировой рынок газа и каким образом?
— Сначала нужно понимать, что это очень серьезная и глобальная инициатива, до потенциального введения этой платы пройдет еще, скорее всего, очень много времени. Кроме того, у нас есть и другие способы регулировать выбросы, которые уже существуют. Но если говорить о том, что будет, если это действительно так, действительно стратегия развитых стран, развитых экономик на снижение выбросов, но при этом тоже нужно понимать, что использование газа вместо угля — это только снижение выбросов, но никак не стремление к отмене этих выбросов. Это может служить только промежуточным пунктом на пути к далекому будущему, когда вся энергетика будет безвыбросной и возобновляемой.
— Есть данные, какова доля газа вообще в мировом энергобалансе?
— Сейчас конкретно у меня этих данных нет, но нужно понимать, что консенсус сейчас общий, что доля газа в энергетике растет, и интересно, что в том числе и нефтяные компании пишут о том, чтобы стимулировать переход именно на газ, пишут письма. Те компании, у которых ранее была нефть, подавляющее занимала место в их энергобалансе, теперь во многих компаниях газ составляет более 50% добычи. И это тенденция не только общемировая, это тенденция и в России, и крупнейшие российские нефтяные компании также наращивают добычу и продажу газа.
— Вообще, казалось, что угольщиков уже потеснили с рынка, и газ уже отвоевал позицию угля, так это?
— Пожалуй, нет, дело в том, что помимо экологических причин есть экономические. Не зря нефтяные компании предлагают, если выразиться образно, наказывать рублем за использование грязной энергии, но есть еще и экономика. Одним из главных последствий так называемой сланцевой революции в США явилось то, что Европа стала потреблять больше резко подешевевшего американского угля, несмотря на экологические нормативы, экономика по-прежнему много значит. Нужно помнить еще о том, что Китай в ближайшие несколько десятилетий в своей энергетической стратегии также говорит о падении доли угля в своем энергобалансе, что может привести к дальнейшему падению цен на уголь, что может, в свою очередь, помешать этому возмещению.
— Эта инициатива направлена, в том числе, опосредованно и в отношении экономики Китая, учитывая, что Китай удерживает первое место по вредным выбросам, а значит и по энергопотреблению?
— Нужно понимать, что эта инициатива действительно глобальна, и нельзя говорить, что она направлена на какую-то страну отдельно. Мы можем также вспомнить о том, что Россия является крупнейшим добытчиком углеводородов в мире, совместно нефти и газа, и поэтому все страны, которые так или иначе участвуют в энергобалансе, затронуты. Естественно, те компании, доля которых в общем энергопотреблении или производстве больше, соответственно, будут затронуты больше.
— А почему вы думаете, в этой шестерке — Total, Eni, Statoil, Shell, BP, BG Group — нет России? Не предложили, не пригласили в эту группу подписать документ, или какие-то иные причины, просто так сложилось?
— Слушайте, есть масса организаций, и межкорпоративных, и межправительственных, в данном случае, объединяет эти компании только то, что их штаб-квартиры расположены именно в Евросоюзе, а Россия в Евросоюз пока не входит. Если эта инициатива выйдет на другой уровень, глобальный, я уверен, что российские компании будут представлены в похожей организации.
— Понятно, уже во всем ищем какой-то заговор, подоплеку, политику и так далее. Этого нет, как вы считаете?
— В данном случае, безусловно, политическая воля потребуется однозначно для того, чтобы такая инициатива прошла. Европа — один из пионеров на пути к росту доли возобновляемой энергетики, неудивительно, что такая инициатива появилась именно там.