Посмотрите — распишитесь

Юрий Альберт в Stella Art Foundation

Выставка современное искусство

Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ

Лауреат "Инновации" и премии Кандинского, художник-концептуалист Юрий Альберт показывает образцы своего позднего стиля на выставке "Мне так много надо сказать вам своим искусством". Слушал ВАЛЕНТИН ДЬЯКОНОВ.

Название, конечно, шуточное — и потому, что Юрий Альберт находится в глубочайшем скепсисе относительно возможностей искусства что-то нам сказать, и потому, что высказывается он, обильно и остроумно, в сети Facebook. Несмотря на годы и статус (кроме него дуплет из "Инновации" и премии Кандинского получали только Вадим Захаров и Александр Бродский), Альберт — дитя своей эпохи, что и подтверждает, превратив тексты из социальной сети в громадную инсталляцию, занимающую одну из стен фонда Stella Art. За рамками работы, к сожалению, остаются комментарии, где художник регулярно спорит как с консерваторами, так и с левыми, занимая уже немодную, но все еще привлекательную позицию среднеевропейского социал-демократа. Его способность провоцировать и троллить носителей какой-либо иной идеологии уже давно признана на уровне отповедей не в соцсетях, а в культурных ресурсах типа "Кольта". Возвращая довольно невинное развлечение в эстетическую плоскость, Альберт подчеркивает неразделимость политической позиции художника и его искусства не менее убедительно, чем его радикальные оппоненты.

Но начинается выставка не с постов, а с Пушкина. Великий русский поэт изображен в экспрессивном стиле — то ли юношеский этюд, то ли одна из вещей, сделанная Альбертом с завязанными глазами (была у него такая серия автопортретов). В русской культуре XX века обращение к солнцу обычно звучит в последние годы художника, дай бог Альберту здоровья: "Ах Пушкин, Пушкин!" — восклицал поэт Александр Введенский за несколько месяцев до ареста и смерти, а лидер "сурового стиля" Виктор Попков написал в год гибели от пули инкассатора гнетущую "Болдинскую осень".

Вглядываясь в смутно знакомые черты на картине Альберта, зритель уж ждет разговора о "поэте и власти", но художник обманывает ожидания, сменив тему на соцсети и другую коллективность. В центральном цикле работ новой выставки Юрий Альберт выступает как сетевой предприниматель, рассчитывающий на краудфандинг как принцип и удобную экономическую модель. На четырех громадных холстах написано: "Посмотрите на эти работы и поставьте свою подпись и дату" — приглашение, которым немедленно воспользовались десятки посетителей вернисажа. Один из них даже нашел в абсолютно одинаковых холстах некое подобие сюжета, слева направо, как в книге. Но на деле картин могло быть и больше, и меньше, главное — участие всех нас в соавторстве или, выражаясь языком французской философии, со-бытии с произведением. То, что это со-бытие очень похоже на распространенные виды вандализма относительно памятников культуры и истории, вполне логично: "Здесь был Вася" — это единственный след, который мы можем оставить в мире, не вдаваясь в утомительные подробности.

Вся лента