"Надо посмотреть, что и как работает, и навести порядок"

мнение

Системные интеграторы ищут возможности для сохранения оборотов в непростое для ИТ-рынка время. Универсальный способ, актуальный во все времена,— предлагать то, что клиентам действительно необходимо. СЕРГЕЙ КАРЛОВ, директор департамента маркетинга "Энвижн Груп", рассказывает корреспонденты ИТ СВЕТЛАНЕ РАГИМОВОЙ о том, какой набор "антикризисных" решений подобрала его компания для заказчиков, и объясняет, почему он именно такой.

Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ

— Кажется, еще в прошлый кризис большинство компаний научились выжимать максимум из своих систем в плане экономии и эффективности. Считаете ли вы, что сегодня остались еще резервы для сокращения издержек и оптимизации?

— Кризис и оптимизация — это цикличные процессы. Волна 2008-2009 годов сильно ударила по многим, но нынешний кризис, пожалуй, серьезнее. Люди и компании в целом успели расслабиться, перестали заботиться об эффективности и сейчас вынуждены активно искать способы оптимизации.

Произошла очередная встряска, которая позволяет посмотреть иначе на многие привычные вещи, в том числе на ИТ-ресурсы. Первое желание, которое бизнес испытывает в сложной ситуации,— уволить всех, кто неэффективно работает, по максимуму сократить OpEx и "залечь на дно", пока кризис не закончится. Но всегда ли легко определить, насколько эффективен тот или иной сотрудник? Персонал, задействованный на производстве и проектах, оценить можно. Но ведь есть много специалистов, работу которых непросто привязать к производственным задачам. При этом непосредственная польза от таких специалистов велика, а их увольнение приведет к подрыву общей эффективности компании и конкурентоспособности. Поэтому крайне важно правильное соблюдение баланса между попыткой сократить затраты за счет персонала, с одной стороны, и сохранить потенциал для роста — с другой. Профессиональные кадры — залог будущего развития бизнеса. Неслучайны примеры, когда компании, даже не имея больших финансовых возможностей, "охотятся" за профессиональными кадрами в период кризиса.

Можно и к ИТ подойти с позиции "режь все": увольнять людей, сокращать бюджеты, закрывать проекты — чем не оптимизация? Но расплата неизбежна: упадет качество внутренних и внешних ИТ-услуг, возрастут репутационные риски. Желание резко сократить часть расходов приведет к тому, что снизятся не только затраты, но и доходы, причем критично и надолго. Просто из-за того, что менеджмент неправильно оценил ситуацию.

А что касается резервов, они есть всегда — это вопрос оптимизации текущих затрат и процессов. Поэтому я не стал бы говорить, что компании поставили точку в оптимизации, просто изменился подход. Люди все равно выискивают, как "сжаться" и повысить эффективность.

— Вы считаете, что можно "усреднить" сегодняшние потребности заказчиков и сделать им универсальное предложение — своего рода "антикризисный пакет"? Прописать волшебную пилюлю для того, чтобы пережить кризис?

— Независимо от специфики отрасли или масштаба принцип всегда один и тот же: постоянно оценивать, насколько та или иная задача исполняется осмысленно, нужна ли она для бизнеса. И в этом смысле влияние ИТ на эффективность всегда актуальный вопрос.

Мы с экспертами разобрали несколько бизнес-кейсов, в которых экономический эффект понятен и очевиден, и разработали комбинированные решения, которые позволяют на известные технологии взглянуть по-новому.

Например, мобильность и виртуализация — доступные и популярные решения, но раньше их никто не рассматривал с точки зрения эффективности. Многим сотрудникам, которые работают по четким KPI, не нужно сидеть под бдительным взором руководства, их можно вывести из офиса. А это значительно сокращает арендные платежи. Мы посчитали, что на 100-150 человек по среднему бизнес-центру высвобождаются площади на 18-20 млн руб. в год. И любой работодатель исходя из стоимости аренды легко оценит, какую экономию получит от "Мобильного офиса", если столько-то его сотрудников будут работать дома или "в поле".

Другое направление — снижение затрат (cost cutting) за счет исключения неэффективных статей использования ИТ-бюджета. Проще говоря, надо посмотреть, что и как работает, и навести порядок. Наша практика показывает, что за счет избавления от "зоопарка" систем, более эффективного управления лицензиями и решения ряда других проблем можно сократить до 30% ИТ-бюджета без потери качества.

Также мы предлагаем корпоративным заказчикам комплексный ИТ-аутсорсинг, забирая на эксплуатацию всю ИТ-инфраструктуру — рабочие места, серверы и сети. Это может приносить до 15% экономии.

Есть более узкое решение, связанное с эксплуатацией ИТ-инфраструктуры дата-центров. Только передача этой функции на аутсорсинг дает экономию 10-15%. Но сейчас мы дополнительно предлагаем мощный инструмент — систему автоматизированного диспетчерского управления (DCIM). Система позволяет централизованно следить за каждой единицей оборудования. Таким образом, появляется возможность одновременно вести мониторинг оборудования нескольких ЦОДов, максимально эффективно использовать их мощности, вовремя производить замену и ремонт, к минимуму свести риски нештатных ситуаций и даже повысить энергоэффективность за счет грамотного управления температурой в помещениях. На выходе общие расходы на эксплуатацию ЦОД снижаются на 25-30%. А затраты на внедрение DCIM гарантированно отбиваются в течение года.

Также совместно с МТС мы продвигаем сервис геопозиционирования "Ника". У него разные области применения. С точки зрения эффективности для бизнеса решение очень актуально для автопарков: поставив трекеры на машины, можно, например, вдвое снизить затраты на бензин.

— Приведите примеры из практики, как это все работает в реальности?

— Если говорить об аутсорсинге, то компании по-разному относятся к этой модели, хотя в последнее время проявляют к ней все больший интерес. Аутсорсинг — это не только снижение затрат, но и контроль над бесперебойной работой сервисов, а значит, возможность для компании сосредоточиться на основной деятельности. У нас, например, есть замечательный опыт: за кратчайшие сроки мы "поставили на ноги" критичные сервисы одного крупного банка, оборудование которого пострадало от аварии. А после этого банк отдал на аутсорсинг нам свою ИТ-инфраструктуру, увидев, что мы на деле гарантируем выполнение SLA и обеспечиваем непрерывность бизнес-процессов.

Другой пример: мы внедрили "Мобильный офис" на международном промышленном предприятии. Примерно 150 его сотрудников постоянно работают "в поле" — на объектах, разбросанных по всему миру. Решение значительно упростило работу этих специалистов: мы создали для них систему унифицированных коммуникаций с использованием ВКС и инфраструктуры виртуальных рабочих мест, обеспечив им доступ ко всем корпоративным сервисам компании по защищенным каналам. Теперь каждый командировочный сотрудник этого предприятия всегда на связи вне зависимости от того, где он находится, и может работать так же оперативно и удобно, как в обычном офисе, даже если он со своим планшетом или смартфоном уехал, например, в Уганду.

— Чем вы руководствовались, создавая антикризисные решения? Разговаривали с клиентами или собрали своих экспертов и придумали этот набор?

— В первую очередь потребностями клиентов. Разрабатывая программу, мы исходили из следующего принципа: найти сочетание технологий, инструменты, которые быстро и с небольшими затратами смогут принести заметные результаты по снижению OpEx. Конечно, какие-то из них, например "Мобильный офис", требуют первоначальных инвестиций, но все вложенные средства окупаются в срок не более года. То есть мы выбрали решения, внедрение которых разумно и просто необходимо сейчас — в кризисное время, но при этом также перспективно для развития бизнеса в ближайшие три-пять лет.

Вся лента