"Американская система образования гипертрофированно оберегает личность от какой-то обиды"
Анатолий Александров о сокращении числа научных журналов для диссертаций: "Сейчас, по положению Высшей аттестационной комиссии, любой журнал может заявиться. Он должен соответствовать критериям, которые всем известны. ВАК дает ему право быть таким журналом. Но пройдет ровно год, и этот журнал будет аттестовываться, и уже если он не будет аттестован, то он уже никогда в этот список не попадет. Здесь нет вопроса о том, 160 журналов — это много или мало, 2,5 тыс. — это много или мало. Здесь, безусловно, нужно искать оптимум, но не механическим путем. Жизнь должна строить. Должны быть очень четкие критерии оценки этого журнала, и тогда он либо станет авторитетным, либо сам уйдет. Но надо поддерживать свои журналы".
О национальных особенностях преподавания: "Безусловно, национальные черты есть у любого образования любой страны. Другой вопрос, что есть требования и критерии к образованию. Но свой стиль, свои подходы были, есть и будут всегда. У нас раньше была соревновательная система, отличники, победители всякого труда. Воспитывалось лидерство везде и всегда, было стыдно быть двоечником. Американская система другая, там никто не знает, кто двоечник, а кто не двоечник. Американская система гипертрофированно оберегает личность от какой-то обиды. Молодой человек обязательно должен стремиться быть не последним, быть ближе к передовым, должен ставить себе задачи, уметь самореализовываться, это обязательно должно быть. Мозги должны всегда работать и очень напрягаться. Это надо обязательно воспитывать в ребятах".
О современных абитуриентах: "Извечный разговор, что молодежь ныне совсем не та, которая была, — это пустые разговоры. Это немного другие ребята, это понятно. Они очень соответствуют духу времени. Другой вопрос, что появилась такая черта — эдакая инфантильность при том, что деньги понимают раньше, все, что связано с цифрой, понимают раньше, ориентируются в пространстве очень быстро. Иногда при принятии решений проявляется детскость. Раньше люди были более самостоятельные. Но это, наверное, тоже время показывает. На стипендию раньше можно было жить, чуть-чуть подрабатывая, сегодня так нельзя. Дети больше зависят от родителей, или они начинают плохо учиться, если подрабатывают. А так, молодежь сегодня прекрасная. В школах стали немного хуже готовить ребят, это действительно так. Им после школы трудно".