"Конечная цель — победить диабет"

Объясняя причины открытия в Калуге завода датской компании "Ново Нордиск" по выпуску инсулинов, ХЕНРИК БЕНДИКС ДАЛЕМ, генеральный директор российского подразделения компании, указывает на то, что в случае правильной диагностики число людей с диабетом в России вырастет в три-четыре раза, составив 10-12% населения страны. И нужно будет много современных инсулинов.

Фото: Василий Шапошников, Коммерсантъ

— Почему вы приехали в Россию?

— До того как я начал работать в России, я работал генеральным менеджером в Африке, в Саудовской Аравии, странах Ближнего Востока и в Юго-Восточной Азии. Но когда мне предложили возглавить российский филиал, я с удовольствием согласился. И причина даже не в том, что это более ответственная и масштабная работа, а в том, что вызовы, стоящие перед компанией в России, очень привлекательны. Объясню. Это связано с общей ситуацией диабета в России, с одной стороны, а с другой стороны, с сегодняшней ситуацией в области лечения диабета. Я увидел в этом для себя возможность реально изменить ситуацию, работая в России. Это был интересный вызов, исторический шанс.

— Во время кризиса открытие еще одного западного завода по выпуску инсулинов выглядит, мягко говоря, странно. Или уже нельзя было остановить инвестиционный процесс, запущенный несколько лет назад?

— В России сейчас диагностировано примерно от 3 млн до 4 млн человек с диабетом. Это примерно около 2,5-3% населения. Но если скрининг, исследовательские программы и диагностика охватят всех людей с диабетом, это будет означать, что 10-12% населения России больны диабетом (как показывает европейский опыт).

— То есть примерно 10 млн взрослого населения. Получается фантастический бизнес. Вы про этот шанс говорите?

— Конечно, здесь существует достаточно большой потенциал.

— Но для того чтобы потенциал был реализован в России, здесь нужна по крайней мере новая формула цены, учитывающая реалии рынка?

— Сегодняшние цены в рублевом выражении в России нельзя назвать устойчивыми и долгосрочными. Мы, конечно же, надеемся, что рубль укрепится и будет стабильным. Проблема в том, что нам не разрешают повышать цену импортируемой продукции с 2010 года. И такого рода ситуация не может долго продолжаться. Дополнительно к этому надо отметить, что произошла девальвация рубля. Кроме всего прочего мы инвестировали $100 млн в строительство завода по выпуску инсулина, открытого 10 апреля в Калуге.

— Получается, что сейчас степень неопределенности бизнеса компании в России достаточно велика?

— Действительно, уровень неопределенности высокий: законодательство меняется, и валюта демонстрирует волатильность. Но тем не менее Россия — это увлекательная перспектива, поэтому мы строим планы на будущее.

— А есть какие-либо особенности ведения бизнеса по-датски?

— У нас есть единый свод принципов ведения бизнеса, состоящий из десяти основополагающих ценностей компании, которыми мы руководствуемся в нашей работе. Среди этих ценностей: открытость и честность, качество продукции, уважение к другим людям, будь то наши клиенты, партнеры или сотрудники компании. Когда продаешь рецептурный препарат, важно, чтобы человек, который получает в руки этот рецепт, мог быть уверен в том, что врач, выписавший ему лекарство, делает это исключительно в целях улучшения здоровья пациента, без каких-либо прочих соображений и выгоды. Вот почему бизнес-этика в фармацевтической отрасли приобретает особую важность.

Наш подход сводится к тому, что мы всегда исходим из интересов пациентов — они в центре наших действий. То есть то, что хорошо для человека, страдающего диабетом, должно быть хорошо для всего общества и нашей компании.

А наша конечная цель — победить диабет. Мы проводим клинические исследования, которые могут быть решением этой проблемы.

— Не правда ли странно: компания--крупнейший в мире производитель инсулина добивается уничтожения рынка инсулина, хоть и путем победы над диабетом?

— До тех пор пока эта цель не достигнута, наша цель, наша задача — улучшать ситуацию для тех, кто сегодня страдает от диабета. Мы пытаемся остановить рост количества людей, страдающих от диабета.

Именно поэтому мы оказываем поддержку российским школам диабета, поскольку все пациентские ассоциации и профессионалы в области здравоохранения посредством такого рода школ повышают уровень осведомленности о диабете и его лечении.

И, наверное, самая важная роль в вопросах распространения такого опыта отводится средствам массовой информации, поскольку СМИ могут повысить осознание важности здорового образа жизни.

— Участвует ли сейчас Россия в каких-либо клинических исследованиях, проводимых компанией?

— Для компании "Ново Нордиск" Россия — важная страна в вопросах, касающихся клинических исследований. Россияне принимают участие во всех клинических исследованиях по всем новым препаратам для лечения диабета, которые разрабатываются в "Ново Нордиск".

Беседовал Владислав Дорофеев

ПОДПИСЬ

Калужский завод датской компании "Ново Нордиск" (на которую приходится примерно половина мирового рынка инсулина) рассчитан на перспективу. Но уже сейчас он выпускает самые современные инсулины

Ядерная медицина на службе человека

В Липецкой области одновременно запущены в рабочем режиме Центр позитронно-эмиссионной и компьютерной томографии (ПЭТ-центр, г. Липецк; на фото) и Центр по производству радиофармацевтических препаратов (РФП, г. Елец). ПЭТ/КТ-сканирование (позитронно-эмиссионная компьютерная томография — радионуклидный томографический метод исследования внутренних органов) — это один из наиболее точных методов ранней диагностики рака (второй причины смертности в стране). Для жителей Липецкой области диагностика бесплатна. Проект реализуется страховой компанией ООО "ПЭТ-Технолоджи" (дочерняя компания "Роснано"). По сути, речь идет о создании первой в ЦФО сети для ПЭТ/КТ-сканирования. Препараты из Ельца доставляются в диагностические центры "ПЭТ-Технолоджи" в Липецке, Тамбове, Курске, Орле. Елецкий центр способен выпускать до 500 доз РФП в сутки.

Вся лента