Клева не будет
Рыбаки посетовали на сокращающуюся рыбу и состояние дел в отрасли
Внушительные показатели работы рыбной отрасли Хабаровского края, о которых на совещании во вторник докладывал глава комитета рыбного хозяйства Сергея Рябченко, не впечатлили Вячеслава Шпорта. Он призвал активнее работать над продвижением местной продукции в рознице и импортозамещением оборудования. Рыбаки в свою очередь жаловались на удорожание техники, таможенные барьеры и даже предложили создать фонд для сохранения биоресурсов.
О позитивной динамике рыбной отрасли Хабаровского края губернатору во вторник на совещании докладывал глава комитета рыбного хозяйства Сергей Рябченко. По его словам, в 2014 году рыбаки в 1,4 раза нарастили вылов, край стал вторым в России по потреблению рыбы. Ежегодно прямые инвестиции предприятий увеличиваются на 5-10%, в прошлом году достигнув 510 млн руб. Вячеслава Шпорта цифры не удовлетворили. «Почему в рознице рыба продается с трехкратной наценкой к оптовой цене? Вы вообще занимаетесь развитием специальных магазинов? Почему у нас в ресторанах вместо нашей рыбы чилийский сибас?»— спросил он. Ответы его уже не интересовали, рассказать о проблемах он попросил рыбаков.
«Мы хотели расширить морозильные мощности, но средств хватило только на две скороморозильные камеры. Осенью они стоили 5 млн руб., с подъемом доллара уже 12 млн руб. Все оборудование импортное, российского ничего нет. Даже мешки — Китай»,— заявил индивидуальный предприниматель Игорь Стародубцев. Хотя, по его словам, итоги путины все равно позволяют 10-20% выручки вкладывать в развитие. «В Китае уже давно ничего дешевого нет,— заметил губернатор.— Обратитесь к Рябченко, сформируйте все вместе заказ для наших предприятий. Я уверен, мы можем это делать».
Глава ООО «РПК «Восточное» и Ассоциации рыбаков Амурского бассейна Александр Поздняков рассказал, что единственное в крае профильное предприятие, ОАО «Дальреммаш», давно не соответствует требованиям отрасли. Для модернизации мощностей компания заказала китайское морозильное оборудование. «Что касается технологической линии, мы выбирали из нескольких предприятий, остановились на приморском. Но даже эта технология на 100% из иностранных комплектующих. Впрочем, „Дальреммаш“ нужно вовлекать в работу, пока отрасль развивается»,— заявил он.
И.о. генерального директора ООО «Сигма Марин Технолоджи» Владимир Рекасов попытался объяснить, почему рыбакам выгоднее закупаться за границей. «Китай, Корея — они работают в кредит. Во-вторых, я из Пусана загрузил мешки и привез, из Владивостока попробуйте отправить. Мне нужно, чтобы пароходы работали с „открытой границей“. Я гружу их тарой, снабжением. Заходим в Петропавловск-Камчатский, с одного плачу за растаможку 2,7 млн руб., со второго 3,2 млн руб. Закрываю границу. Выхожу из порта и таможу тару на экспорт!»— сказал он. Из-за аналогичных проблем модернизированный в Корее траулер «Васильевский остров» не может зайти в Россию: «Нет у нас лишних $1,5 млн».
Рыбаки отметили, что до сих пор не решен вопрос о сохранении квот за местными предприятиями. «У нас три корабля, и мы в этом году на 20 млн рублей купили квот у сторонних организаций. Предприятия продают квоты и за пределы региона. Идет голый вылов, а все остальное — зарплата, налоги — уходят куда? Купили магаданцы — значит, в Магадан, купили сахалинцы — на Сахалин!»— рассказал представитель ООО «Транзит».
На нехватку рыбинспекторов жаловались надзорные структуры. Александр Поздняков предложил создать фонд для охраны диких нерестилищ. «При цене реализации лососевых 100 руб. за кг, если бы каждое предприятие вкладывало 50 коп. с кг, мы бы уже в этом году аккумулировали 8 млн руб., и пустить эти деньги туда, куда нам скажут Амуррыбвод, ТИНРО и Амурское управление Росрыболовства»,— сказал он.
«Вы могли бы этот фонд создать в рамках ассоциации. Правительство не будет в этом участвовать, я сразу говорю. Если вам нужен контроль — выберите Рябченко в набсовет для контроля со стороны правительства»,— ответил губернатор. Он признал, что производить весь цикл оборудования в России, возможно, нецелесообразно. «Если мы построим один траулер на нашем заводе, он, конечно, будет золотой. Платиновый! Надо считать экономику, искать общие точки»,— сказал глава края.