"Банк должен сам заботиться, чтобы поймать как можно больше ошибок на уровне тестирования"
"Тинькофф Банк" рассчитывает вернуть деньги, заработанные клиентами на ошибке в конвертации валют. Технический сбой позволял потребителям продавать валюту банку дороже, чем они ее купили. Таким образом, некоторые клиенты выручили до $50 тыс. Если дело дойдет до судебных разбирательств, скорее всего, банк сможет доказать, что в данной ситуации именно он — пострадавшая сторона, полагают собеседники "Коммерсантъ FM".
"Тинькофф Банк" требует с клиентов деньги из-за технической ошибки. Об этом "Коммерсантъ FM" заявили владельцы счетов в банке. В апреле этого года несколько клиентов заметили, что в банке перепутаны курсы покупки и продажи валюты. Сбой обнаружился в системе безналичного начисления денег на карту. В итоге некоторые пользователи смогли заработать на конвертации от $10 тыс. до $50 тыс. Спустя неделю "Тинькофф Банк" выявил проблему, пересчитал все обменные операции по правильному курсу и выставил владельцам карт счета. Об этом сообщил один из клиентов банка Михаил.
"Как-то я решил с рублевой карты одного банка перевести на валютную карту "Тинькофф", посмотрел курс — очень выгодно покупать валюту было тогда. Что еще интереснее — эту же валюту можно было продать "Тинькофф Банку" внутри интернет-банка дороже, чем я ее купил. Через какое-то время на картах нарисовался большой минус. Они говорят: "У нас произошла техническая ошибка, мы конвертировали не по тому курсу, это ошибка, что мы сразу проводили по счету", и все это пересчитали по каким-то непонятным курсам, непонятным датам. Они хотят с меня получить примерно в два раза больше, чем я с этого получил. Есть закон о защите прав потребителей: банк предоставил мне, потребителю, информацию о курсе конвертации посредством SMS и интернет-банка, я вижу, что операция проведена по счету, получается, они предоставили мне недостоверную информацию, если они утверждают, что это была ошибка", — рассказал "Коммерсантъ FM" Михаил.
В "Тинькофф Банке" на просьбу "Коммерсантъ FM" прокомментировать инцидент, уточнили, что операции проводились с использованием сторонних сервисов, поэтому возникла разница между курсом на день совершения операции и курсом на день финансовых расчетов. Представители банка отказались озвучить размер убытков в результате произошедшего, а также дальнейшие действия в этой ситуации.
Возможно, "Тинькофф Банк" сможет доказать в суде, что в данной ситуации именно он пострадал от действий клиентов. Это не исключил эксперт Федеральной палаты адвокатов Дмитрий Кравченко.
"Перспективы здесь зависят от того, каким образом они будут выступать в суде, если будут судиться. Действительно, есть с одной стороны потребительское законодательство, которое должно прикрывать потребителя от всех рисков, и особенно то, что связано с открытием овердрафта, постфактум это вообще не очень хорошо выглядит, с точки зрения потребительского законодательства. С другой стороны, у нас есть категория злоупотребления правом, и если в каждом конкретном случае злоупотребление правом будет доказано, нельзя по умолчанию его признать. Но если банк, например, покажет увеличение количества операций в невероятное количество раз именно в этот период и именно валютно-обменных, на которых они заработали, не исключено, что суды могут признать злоупотребление правом", — полагает Кравченко.
Это не уже первый случай, когда клиентам "Тинькофф Банка" удалось извлечь выгоду из его ошибки. В 2013 году житель Воронежа Дмитрий Агарков добавил в договор с банком фразу, что ему предоставлен беспроцентный кредит. Банк документ подписал. Однако в итоге обе стороны отказались от взаимных претензий. Технических сбоев в электронных системах банков нельзя избежать, однако кредитной организации в таких случаях стоит вставать на сторону клиента. Так считает руководитель управления по переводам между картами "Альфа-банка" Елена Бочарова.
"Нужно смотреть договоры, которые заключил клиент, и на какой порядок он соглашался с точки зрения ошибок процессинга, например, поскольку "Тинькофф" действует в тех правилах. У нас тоже бывают истории, связанные с ошибками, в том числе, с переводом с карты на карту, когда мы обновляем программное обеспечение, это достаточно быстро замечается. Зачастую мы принимаем решение в пользу потребителя. Банк понес операционные риски, у них явно кто-то перепутал курс, они должны с этой точки зрения решение принимать. Клиенты заметили, они воспользовались --почему нет? Банк должен сам заботиться о том, чтобы на уровне тестирования как можно больше ошибок поймать", — уверена Бочарова.
В середине мая участником аналогичного спора стал Сбербанк. Житель Перми потребовал от него в суде 20 млн руб., заработанных на ошибке кредитной организации. Алексей Иванцов купил датскую крону в пять раз дешевле реального курса. Однако уже на следующий день Сбербанк аннулировал операцию. Разбирательство продолжается. Как сообщил "Коммерсантъ FM" адвокат Алексея Иванцова 3 июня, недавно банк обратился в суд со встречным иском — о признании сделки недействительной.