Российская «зеленая карта» стала полноправной
Страховщики преодолели политическое напряжение
Россия добилась полноправного членства в системе «Зеленая карта» с 1 июля 2015 года. Вопрос о прекращении транзитного членства РФ в международном соглашении практически решился в феврале, однако в марте с присоединением Крыма ряд европейских стран заблокировали это решение. Теперь российские страховщики смогут сэкономить €2 млн на необходимой для членства банковской гарантии и расширить рынок продаж. Для водителей успех российских переговорщиков пройдет незамеченным: снижать тарифы за счет экономии на гарантии страховщики не собираются.
Россия досрочно стала полноправным членом международной системы ОСАГО «Зеленая карта». Как рассказал “Ъ” исполнительный директор российского бюро «Зеленая карта» Сергей Разуван, транзитное членство РФ в соглашении должно было продлиться до конца 2018 года, «однако уже в конце 2013 года, после пятилетнего членства, мы подали заявку на досрочное получение полноправного участия»,— говорит он.
Международная система ОСАГО «Зеленая карта» существует с 1951 года, ее основная цель — урегулирование претензий пострадавших в ДТП при участии иностранных автомобилистов. В систему «Зеленая карта» входит 47 стран: вся Европа, Израиль, Марокко, Тунис, Иран. РФ приняли в систему в мае 2008 года.
По словам господина Разувана, первоначально заявка РФ была принята международным бюро, и уже в феврале вопрос был «практически решен». «Но потом случилось обострение обстановки на Украине, началось торможение процесса, и нам пришлось плотно работать с иностранными коллегами, чтобы доказать, что, несмотря на геополитические обстоятельства, система “Зеленая карта” должна сохранить неполитический характер,— говорит глава русского бюро.— Изначально страны Старой Европы проявляли больше здравого смысла и приверженность неполитическим принципам, а часть наших ближайших соседей находилась в плену политических эмоций».
В итоге генеральная ассамблея совета страховых бюро «Зеленая карта» приняла решение о наделении полноценным членством РФ в международном соглашении с 1 июля 2015 года. Досрочно полноценный статус РФ получила благодаря хорошей дисциплине страховщиков по обслуживанию претензий по «зеленым картам». По данным российского бюро, за шесть лет РФ получила только 20 гарантийных требований от контрагентов, все они были «техническими» и предъявлены в первые годы. Другими словами, по иностранному ОСАГО российские страховщики платили исправно.
Полноправное членство в международном соглашении дает возможность российским компаниям сэкономить на банковской гарантии, необходимой для участия в системе (транзитные участники обязаны предъявить гарантию на €11 млн, постоянные — €9 млн). «Статус полного члена означает не только снижение финансовой нагрузки на членов бюро, но и наделение правом голоса на заседаниях генеральной ассамблеи, возможность участия в рабочих руководящих органах совета бюро, а также право заключать договоры страхования в отношении транспортных средств, зарегистрированных не только в России, но и в странах, которые не входят в систему “Зеленая карта”, однако с точки зрения географического положения вправе претендовать на участие в ней (например, Казахстан)»,— говорит президент Российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс.
Кроме того, на территории Крыма и Севастополя российские страховщики получили право урегулировать убытки по иностранным полисам «зеленой карты». «Впрочем, в документах международного бюро есть оговорка, по которой такое решение вовсе не означает, что эти территории признаются подконтрольными российской юрисдикции»,— заявил “Ъ” один из экспертов рынка.
Тем временем российские страховые переговорщики не спешат делиться успехом с автомобилистами. Экономия на банковской гарантии не снизит стоимость «зеленых карт». «Пересмотр тарифов определяется расчетами по убыточности»,— говорит Сергей Разуван. До января 2015 года тарифы «зеленой карты» пересматривались ежеквартально — ставки корректировались в зависимости от курса рубля к доллару и евро. После ослабления рубля тарифы пересматриваются ежемесячно. «В январе тарифы выросли на 30%, в феврале — еще на 30%, потом они на эти же 30% упали и последние два месяца — апрель и май — не менялись»,— говорит господин Разуван.
Сотруднику редакции “Ъ”, купившему в среду двухнедельный полис в Прибалтику, «зеленая карта» обошлась в 2 тыс. руб.