Русские торги в Лондоне финишировали неутешительно
Аукционным домам Bonham’s и MacDougall’s не удалось продать много картин
После международного скандала с картиной Айвазовского на аукционе Sotheby’s в рамках Русской аукционной недели в Лондоне, торги домов Bonham’s и MacDougall’s прошли относительно спокойно и по традиции завершили Неделю русского искусства в британской столице.
Вслед за домом Sotheby’s, оскандалившимся с картиной Айвазовского, но тем не менее продавшего за рекордную сумму «Спящую девочку» Зинаиды Серебряковой, своим топ-лотом Серебрякову же выставил аукционный дом Bonham’s. Ее «Молодой марокканец» 1928 года, написанный во время первой поездки художницы в Марокко, был приобретен за £182,5 тыс.
Современники Серебряковой высоко ценили ее работы марокканской серии. Константин Сомов, например, писал: «Это очень красивые произведения с яркими насыщенными цветами», а Александр Бенуа по поводу этих же картин восклицал: «Как же много свежести, простоты, точности, и как много света!» Однако Bonham’s все же не удалось избежать судьбы Sotheby’s и Christie’s в отношении большого числа непроданных картин. Так, остался без покупателя Николай Рерих, его полотно «Гималаи» было оценено экспертами в £250–300 тыс. Написанная в Индии художником на исходе жизни, эта работа долгое время хранилась в частной коллекции и на нынешних торгах считалась одним из ключевых лотов. Успех лета 2013 года, когда Bonham’s установил мировой рекорд, получив за Рериха $7,9 млн, так и остался непревзойденным. Тогда эта цена оказалась самой высокой за картину русского художника, проданной на Русской аукционной неделе.
Другой важный лот Bonham’s, полотно Александры Экстер «Voilier et Сoquillage» с эстимейтом £200–300 тыс., также не нашла хозяина. Даже несмотря на то, что эксперты относят эту работу к лучшим картинам художницы на морскую тематику. Не оправдал возложенных надежд аукционистов и Илья Репин с «Портретом Г. Г. Ге в образе Мефистофеля», который оценили в £150–180 тыс. По традиции помимо живописи Bonham’s представил и изделие из серебра — набор для пунша фирмы Сазикова с эстимейтом £250–350 тыс.
Торговавший следом дом MacDougall’s в качестве топ-лотов выставил портреты известных личностей начала ХХ века. В образах Коломбины, Панталоне и Арлекина художник Сомов для глянцевого издания Vanity Fair нарисовал героев голливудского кино и бродвейских спектаклей. Здесь и Фред и Адель Астер, и Фред Лант и Линн Фонтейн, и многие другие. Однако эти яркие работы уже по традиции нынешних торгов не нашли своего покупателя. Ида Рубинштейн кисти Бориса Анисфельда, позировавшая ню в образе царицы, окруженной поклонниками с золотыми дарами, с эстимейтом £350–500 тыс. также никому не приглянулась.
Зато работа Ивана Шишкина «Осень на Крестовском острове» стала топ-лотом торгов MacDougall’s. Картина, оцененная в £600–900 тыс., была продана за £697,4 тыс. «Улица на юге Франции» Константина Коровина ушла с молотка за £200,1 тыс., а «Верблюжья повозка на закате на фоне морского пейзажа» Ивана Айвазовского была приобретена без лишнего шума за £189 тыс.
Как в Лондоне стартовала неделя русского искусства
1 июня в Лондоне стартовала неделя русского искусства. Сразу пять домов — Christie`s, Bonham`s, MacDougall`s, Maxim Boxer и Sotheby`s — планировали провести свои русские торги. Первым довольно скромно отчитался Christie`s: в ряду нереализованных топ-лотов оказались картины Ивана Айвазовского, Николая Рериха, Ильи Машкова. Общий объем торгов Christie`s составил $8 млн. Эксперты склонны винить во всем непростую экономическую ситуацию в эпоху санкций. Читайте подробнее