Власти Москвы вложили в транспорт 420 млрд рублей
Однако пассажиропоток в метро сократился на 40 млн
В 2014 году московские власти вложили в столичную транспортную систему 420 млрд руб. Значительная часть денег — 139 млрд руб.— была потрачена на развитие метро. Несмотря на инвестиции, запуск новых станций и открытие линий, пассажиропоток в подземке сократился на 40 млн пассажиров. Вместе с тем, в наземных видах транспорта наблюдается незначительный прирост числа пассажиров, скорость движения машин на магистралях выросла на 25 км/ч.
Данные о бюджетных затратах столицы указаны в законопроекте об исполнении бюджета Москвы 2014 года, опубликованном на сайте Мосгордумы. Общий объем финансирования транспортной системы составил 420 млрд руб. (на 9% больше, чем годом ранее), из них 330 млрд руб.— это инвестиции из бюджета Москвы, 31 млрд руб.— из федерального бюджета, 58,9 млрд руб.— частные инвестиции.
Правительство Москвы в 2012 году приняло программу «Развитие транспортной системы» до 2016 года с финансированием в размере 2,2 трлн руб. В 2014 году она была продлена до 2020 года, при этом общий объем финансирования увеличился до 4,4 трлн руб., сообщал “Ъ”. Транспортная программа на сегодняшний день является самой затратной для Москвы.
В 2014 году в развитие улично-дорожной сети было вложено 97,5 млрд руб., следует из законопроекта. Деньги потратили, в частности, на строительство 78,7 км дорог и 20 пешеходных переходов. Протяженность «выделенок» составила 215,3 км (выросла на 8,1%). Зона платной парковки была расширена до границ ТТК, всего обустроено 28 тыс. платных парковочных мест. Кроме того, в центре Москвы открыто 11 плоскостных парковок, а около станций метро заработала 21 перехватывающая парковка. На ремонт дорог и «проведение локальных мероприятий» власти потратили 22 млрд руб. Было отремонтировано 16 млн кв. м покрытия, в результате 53% улиц приведено в нормативное состояние.
Парк эвакуаторов за год вырос с 110 до 320, следует из законопроекта. «Новая система перемещения автомобилей улучшила администрирование в зоне парковки,— сказано в документе,— ежемесячно выписывается более 20 тыс. штрафов за нарушение правил платной парковки (в 2013 году — 4,5 тыс. штрафов)».
В метрополитен было вложено 139,6 млрд руб. В частности, город закупил 264 новых вагона, построил 3,3 км линий метро, ввел в эксплуатацию две станции метро. Вагоны были оснащены Wi-Fi (проект реализовывался на частные деньги, инвестиции составили 1,8 млрд руб.). Были отремонтированы 43 эскалатора, на 49 станциях организована напольная навигация. Кроме того, был открыт дополнительный выход на станцию «Лубянка». Все станции оборудовали рамками металлоискателей и «портативными обнаружителями паров взрывчатых веществ». 12 млрд руб. потратили на развитие радиальных направлений пригородных электричек, еще 2,4 млрд руб. было вложено в обеспечение льготами ветеранов, студентов и инвалидов, пользующихся электричками. Объем вложений в наземный и водный транспорт в законопроекте не указан.
Результаты исполнения транспортной программы следующие. Средняя скорость движения автомобилей на вылетных магистралях в утренние и вечерние часы увеличилась до 26,5 км/ч. Общий годовой объем пассажироперевозок в наземном общественном транспорте и метро вырос на 1,3% (до 5,3 млрд пассажиров). Годовой объем пассажироперевозок в автобусе, троллейбусе и трамвае вырос за год на 4,8% (до 2,2 млрд пассажиров в год), в пригородных электричках — на 1,5% (до 680 млн человек), на водном транспорте — на 25% (до 1,5 млн человек). Годовой объем поездок на велосипедах общественного проката в 2014 году составил 105 тыс. человек (на 50% больше, чем годом ранее).
А вот в метро общий объем перевезенных за год пассажиров, наоборот, снизился на 40 млн пассажиров. Резкое снижение объемов наблюдается впервые за многие годы: в 2010 году метрополитен перевез 2,34 млрд пассажиров, в 2011 году — 2,38 млрд, в 2012 году — 2,46 млрд, в 2013 году — 2,49 млрд (данные из презентации метрополитена). В 2014 году объем перевезенных пассажиров составил уже 2,45 млрд человек, вернувшись к уровню 2012 года. В метрополитене “Ъ” не смогли оперативно назвать причины такого явления, попросив прислать запрос.
«Несмотря на имеющиеся отклонения по некоторым показателям от плановой динамики реализации государственной программы вследствие воздействия факторов риска, возникающих при реализации мероприятий и оказывающих негативное влияние на основные параметры программы, полученные результаты позволяют считать, что плановый уровень к итоговым срокам реализации государственной программы будет достигнут»,— сказано в законопроекте.