"В ближайшее время ЦБ вряд ли сильно снизит процентную ставку"
Стремительно смягчение денежно-кредитной политики Центробанка может спровоцировать инфляционный скачок. Такое заявление сделала председатель ЦБ Эльвира Набиуллина в рамках Международного банковского конгресса. Понижение процентной ставки — не панацея от всех экономических бед, напоминают эксперты.
Резкое снижение ключевой ставки рискованно из-за высоких инфляционных ожиданий. Об этом заявила глава Центробанка Эльвира Набиуллина, выступая на Международном банковском конгрессе. По ее словам, существенное смягчение денежно-кредитной политики может привести к новой волне дестабилизации на валютном рынке и к скачку инфляции. При этом глава регулятора отметила, что рост цен в России продолжит замедляться. В среднесрочной перспективе поставлена цель по инфляции на уровне 4% годовых. Такие заявления главы ЦБ означают, что на предстоящем заседании снижение ключевой ставки будет незначительным, считает генеральный директор компании "АксионБКГ" Дмитрий Уголков.
"На предстоящем заседании совета директоров Центрального банка России в июне, скорее всего, процентная ставка будет снижена, но незначительно. Действительно, ряд рисков нужно принимать во внимание: предстоящая нормализация денежной политики Соединенных Штатов Америки, которая будет сопровождаться укреплением доллара, риск того, что цены на нефть могут пойти вниз, а также риск роста инфляции в России. Все эти факторы заставляют проявлять осторожность в политике ЦБ", — пояснил Уголков.
Принимая решение о снижении ключевой ставки, регулятор будет ориентироваться не только на инфляцию, но и на валютный курс, уверен заместитель директора института "Центр развития" Высшей школы экономики Валерий Миронов. Однако небольшое снижение ставки не окажет стимулирующего эффекта на экономику, отметил эксперт.
"Если была стабильность на валютном рынке, то снижение ставки не имело бы в данный момент инфляционных последствий. В связи с этим в ближайшее время ЦБ вряд ли сильно снизит процентную ставку. Он может ее снизить чисто символически на половину процентного пункта. Этого недостаточно для стимулирования промышленности, а для выхода из кризиса, как показывает опыт Японии, нужно чтобы на 3-4 процентных пункта процентная ставка в реальном выражении снижалась. Но, тем не менее, учитывая, что у ЦБ процентная ставка — один инструмент, а от него требуют сразу преследования трех целей — и борьбы с инфляцией, и стабилизации валютного рынка, и стимулирования промышленности реального сектора, — с помощью одного инструмента сразу трех целей не достигнешь", — уверяет Миронов.
В своем выступлении Эльвира Набиуллина также подчеркнула, что банковская система готова к выходу из антикризисных мер до конца этого года. Банк России также не намерен расширять масштабы рефинансирования отрасли. По словам главы ЦБ, сейчас их размер не противоречит целям денежно-кредитной политики. Банку России не стоит существенно сворачивать антикризисные меры, уверен заведующий лабораторией "Макроэкономика и финансы" Института экономической политики им. Гайдара Владимир Назаров.
"В принципе, прошел локальный пик внешних выплат, поэтому такие антикризисные инструменты, как, допустим, валютное РЕПО, острую актуальность потеряли. Но нет никаких гарантий, что зимой, когда у нас будет очередной пик выплат по внешнему долгу, эти инструменты не будут крайне востребованы. Поэтому я бы так не отмахивался от этих антикризисных мер. Просто степень интенсивности их использования сейчас может быть радикально снижена вплоть до нуля", — отметил Назаров в эфире "Коммерсантъ FM".
Банк России также намерен в течение нескольких лет нарастить запас золотовалютных резервов. По словам Эльвиры Набиуллиной, комфортный объем запасов составляет $500 млрд.