В мобилизационных ресурсах обошлось без мошенничества
Результаты расследования дела совладельца ЧТПЗ оценит Генпрокуратура
Как стало известно "Ъ", СКР передал в прокуратуру для утверждения обвинительного заключения материалы скандального уголовного дела в отношении совладельца и члена совета директоров ОАО "Челябинский трубопрокатный завод" (ЧТПЗ) Андрея Комарова. Бизнесмен, а также адвокат Александр Шибанов обвиняются в подкупе аудитора из ФГУП "Промресурс" за фальсификацию результатов проверки предприятия. На завершающем этапе расследования СКР дополнительно пытался инкриминировать господину Комарову мошенничество, но Генпрокуратура признала это незаконным.
Адвокат господина Комарова Рустам Курмаев пояснил "Ъ", что официально ознакомление с материалами уголовного дела обвиняемыми и представителями защиты завершено на этой неделе. "Теперь уголовное дело будет в соответствии с требованиями УПК направлено в прокуратуру для утверждения обвинительного заключения",— сообщил защитник.
Напомним, что скандал вокруг Андрея Комарова, которого эксперты называют мультимиллионером с капиталом $750 млн, разразился в марте прошлого года. Поводом же, как рассказывал "Ъ", послужила проверка, которую еще в 2013 году ФГУП "Промресурс" (входит в структуру Минпромторга) провело на крупных металлургических предприятиях. Целью аудиторов было соблюдение норм законодательства о мобилизационной подготовке. "Промресурс" является единственным федеральным предприятием, в обязанности которого входит формирование сводной базы данных по материально-техническому обеспечению и мобилизационному резерву металлургических комбинатов. На крупных предприятиях, относящихся, как структуры ЧТПЗ, к разряду стратегических, должны иметься мобилизационные мощности, готовые к вводу в строй в военное время.
Как считают следователи СКР, руководство предприятия активно использовало возможность возмещения 20% затрат на имущество, относящееся к мобилизационным мощностям. Но проверяющие из "Промресурса" выяснили, что средства просто списывались, в то время как реальных затрат на "мобилизацию" не было. В частности, речь пошла о широко разрекламированном при постройке в 2011 году объекте "Высота 239" — цехе изготовления труб большого диаметра. Аудиторы посчитали, что цех необоснованно внесли в список мобилизационных мощностей, за что в качестве возмещения предприятие получило из бюджета 1,8 млрд руб.
После того как афера вскрылась, руководство ЧТПЗ, по версии следствия, вышло на представителя "Промресурса", предложив ему за $300 тыс. "урегулировать" вопрос, уничтожив мобилизационный план 2011 года и подправив акт проверки. Однако аудитор обратился в правоохранительные органы, и дальнейшее общение с ним представителей завода шло под контролем оперативников ГУЭБиПК МВД. Первым при передаче денег в Москве был задержан Александр Шибанов. А на следующий день Андрея Комарова пригласили для допроса в СКР, где взяли под стражу. В дальнейшем обоим было предъявлено обвинение по ст. 204 УК РФ (коммерческий подкуп).
Адвоката поместили с санкции суда в СИЗО, а господин Комаров оказался под домашним арестом — в одной из его квартир в Москве.
"Мы как в самом начале предварительного следствия, так и сейчас убеждены в невиновности господина Комарова",— заявил "Ъ" Рустам Курмаев. По его словам, следователями изначально не было представлено доказательств вины, а после исследования материалов дела защита в этом только убедилась. Надо отметить, что в феврале этого года по уголовному делу Андрея Комарова СКР пытался предъявить новое обвинение совладельцу ЧТПЗ — в мошенничестве в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК РФ).
Следователи посчитали, что сам коммерческий подкуп являлся лишь попыткой скрыть другую крупную аферу — махинацию с возмещением денег под мобилизационный ресурс. Однако, как следует из официальных документов, опубликованных на сайте Мосгорсуда, выделенное из основного расследования уголовное дело и присоединенное к делу Комарова было прекращено 16 февраля этого года как необоснованное и незаконное решением замгенпрокурора Виктора Гриня.
Отметим, что в последний раз мера пресечения фигурантам уголовного дела была избрана судом до середины июля на период их ознакомления с материалами следствия. Если результаты расследования вызовут вопросы в Генпрокуратуре и она вернет дело для устранения нарушений УПК в СКР, обвиняемые автоматически выйдут на свободу, так как уже отсидели больше года под арестом.
Господин Курмаев заявил "Ъ", что эти сведения он по согласованию со своим клиентом никак не комментирует.
В свою очередь, директор по стратегическим коммуникациям ЧТПЗ Анна Левитанская пояснила "Ъ", что арест их руководителя никак не повлиял на работу предприятия. "Устойчивая репутация, наработанная десятилетиями, высокий уровень корпоративного управления позволяют компании стабильно работать, выполняя свои обязательства перед партнерами и трудовыми коллективами",— заявила "Ъ" госпожа Левитанская.