Долги в обмен на самолеты
Воронежский авиазавод наращивает объемы производства и убытки
Воронежский авиазавод (ОАО «Воронежское акционерное самолетостроительное общество», ВАСО) опубликовал годовой отчет за 2014 год. В минувшем году компания выполнила все обязательства по заказам, но часть контрактов была урезана: компания произвела на один Ан-148 и на семь комплектов для SSJ-100 меньше плана. В 2015 году ВАСО планирует увеличить выручку (с 11 млрд до 15 млрд руб.) за счет увеличения производства, но также нарастить и убыток (с 1 млрд до 1,6 млрд руб.) из-за повышения себестоимости продукции и роста кредитной нагрузки.
В 2014 году ВАСО в целом исполнило производственную программу, при этом были урезаны отдельные контракты. В полном объеме выполнены работы по строительству Ил-96 разных модификаций, поставке трех комплектов агрегатов для Ил-76МД-90А (для АО «Авиастар-СП», структуры ОАК) и еще трех — для Ан-148/158 украинской сборки. В связи с тем что в 2014 году на производство Ан-148 было заключено всего пять контрактов из планируемых шести, было выпущено пять самолетов (сдача шестого намечена на 2015 год). С ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» (также входит в ОАК) согласован новый график поставки агрегатов для SSJ-100: по нему ВАСО поставило 38 комплектов вместо 45. От уменьшения производства Ан-148 и агрегатов SSJ-100 ВАСО в 2014 году недосчиталось 3,09 млрд руб. выручки, получив 11,24 млрд руб. вместо запланированных 14,32 млрд руб. Тем не менее оборот вырос к 2013 году более чем на 1,1 млрд руб. с 10,07 млрд руб. Потери по Ан-148 составили 1,2 млрд руб., по Ил-96-300 (из-за продажи самолетов в 2015 году) — 1,08 млрд руб., по агрегатам и запчастям (из-за уменьшения заказа) — 1,35 млрд руб. Около 300 млн руб. компания недополучила от НИОКР по перспективному среднемагистральному самолету МС-21. В то же время авиазавод почти в 70 раз превысил план по доходам от техобслуживания (1,2 млрд руб. вместо 17,7 млн руб.), выполнив технические работы на 12 Ил-96-300 и шести Ан-148-100В. Основная доля выручки приходится на доходы от продажи пяти Ан-148 (47%), производства Ил-96-300 (21%) и выпуска комплектующих (19%). Чистый убыток составил 1 млрд руб. Его в ВАСО связывают с растущей себестоимостью продукции и возросшими «прочими расходами» (с 804 млн руб. в 2013 году до 1,123 млрд руб.). Под ними подразумеваются проценты по банковским кредитам (почти 40% в структуре этой статьи, 489 млн руб.). За 2014 год кредиторская задолженность выросла больше чем вдвое — с 2,54 до 5,71 млрд руб., а долги по выплате процентов с 2 млн руб. в 2013 году выросли до 732 млн руб.
На авиазаводе рассчитывают уже в 2015 году увеличить выручку почти в полтора раза, с 11,24 до 15,08 млрд руб. Рост выручки в компании связывают с увеличением объемов производства. Приоритетным останется выпуск Ан-148 (в кооперации с украинским госпредприятием «Антонов»), дальнемагистральных широкофюзеляжных Ил-96-300 и агрегатов SSJ-100 для «Сухого». Отдельной задачей ставится создание в ВАСО нового легкого транспортного самолета Ил-112В для Минобороны РФ. В 2015 году завод планирует сдать заказчикам девять самолетов: три Ил-96 различных модификаций и шесть Ан-148. Также, как сообщили „Ъ“ на авиазаводе, предполагается поставка 22 самолетокомплектов для SSJ-100, трех для МС-21, шести для Ил-76МД-90А и пяти для Ан-148 украинской сборки.
Вместе с ростом выручки в компании прогнозируют и увеличение убытка до 1,65 млрд руб. — во многом из-за «прочих расходов». Как пояснил „Ъ“ директор ВАСО по экономике и финансам Андрей Шаранов, основными факторами роста убытка стали инфляция, рост курса валют и удорожание кредитов, что «повлекло увеличение себестоимости продукции при фиксированной контрактной цене».
В минувшем году авиазавод заключил ряд крупных контрактов. К примеру, ВАСО обязалось переоборудовать для ОАК серийный Ил-96-400Т до варианта Ил-96-400VVIP (для министра обороны Сергея Шойгу) за 1,43 млрд руб., произвести три Ан-148-100ЕА (4,32 млрд руб.). Для «Гражданских самолетов Сухого» предполагается поставить комплектующие на 1,1 млрд руб. Несколько контрактов стоимостью свыше 100 млн руб. заключено с корпорацией «Иркут» на поставку агрегатов для опытных самолетов МС-21 (при этом «Иркут» выдал ВАСО несколько беспроцентных займов). Общая сумма контрактов составила 7,73 млрд руб.
«Ситуация в структуре ОАК парадоксальная. Прибыль корпорации в 2014 году выросла в 12 раз, а входящие в ее структуры авиазаводы, которые она должна развивать, убыточны, — отметил главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров. — ОАК выдает заводам под проценты те средства, которые государство ей безвозмездно перечислило. Недавние кадровые перестановки в ОАК (в январе 2015 года корпорацию возглавил замминистра промышленности и торговли Юрий Слюсарь. — „Ъ“) небеспочвенны». «Есть и объективные финансовые причины. Именно их решением должна активно заниматься ОАК, у которой есть ресурсы, — полагает господин Гусаров. — Перспективы воронежского завода, чье гражданское направление не является приоритетным в ОАК, связаны в основном с программой Ил-112».