Генералу предъявили бытовые отходы
Он обвиняется по делу о создании свалки на военном полигоне
Как стало известно "Ъ", военный следственный отдел СКР по Балашихе завершил расследование дела бывшего первого заместителя командующего войсками воздушно-космической обороны генерал-лейтенанта Валерия Иванова. Генерал обвиняется в превышении должностных полномочий, выразившемся в незаконной передаче ООО "Проектстрой" военного полигона противовоздушной обороны под свалку. Ранее по этому делу проходил экс-командующий войсками командования специального назначения (бывший Московский округ ВВС и ПВО) генерал-полковник запаса Юрий Соловьев, но его дело было прекращено в связи с истечением срока давности.
В поле зрения правоохранительных органов Валерий Иванов попал в 2011 году. Тогда оперативникам Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК) МВД РФ стало известно о существовании огромной незаконной свалки твердых бытовых отходов, расположенной на территории воинской части противовоздушной обороны недалеко от деревни Лыткино Солнечногорского района Подмосковья. Как установили сыщики, свалка, на которую мусор везли со всей Московской области, была организована в этом месте еще в 2000 году. По данным следствия, тогдашний командующий войсками командования специального назначения (Московского округа ВВС и ПВО) генерал-полковник Юрий Соловьев (в настоящее время работает помощником генерального директора ОАО "ГСКБ "Алмаз-Антей"") заключал договоры с гендиректором ООО "Проектстрой" Андреем Коноваловым на проведение якобы рекультивационных работ на военном полигоне. Однако на самом деле, считает следствие, на полигоне была организована свалка. Оперативники ГУЭБиПК установили, что если в 2001 году токсичная свалка занимала площадь 3 га, то уже в 2011 году, на момент возбуждения уголовного дела,— 22 га, мало того, под новый бизнес (кстати, весьма выгодный: пригнать сюда грузовик с мусором стоило от 3 тыс. до 5 тыс. руб.) велась незаконная вырубка леса. Уже в ходе разбирательства выяснилось, что ООО "Проектстрой" вело работы на федеральных землях, котлованы рылись, по мнению экспертов, без соблюдения технических норм — до уровня грунтовых вод, в результате чего ядовитые вещества постоянно попадали в Истринское и Клязьминское водохранилища, а также в находящийся поблизости пруд детского оздоровительного комплекса управделами президента РФ "Солнечный".
По результатам оперативной проверки военный следственный отдел СКР по Балашихе возбудил уголовное дело по ст. 286 УК РФ ("Превышение должностных полномочий") в отношении на тот момент генерал-полковника запаса Юрия Соловьева. В результате его действий, а также деятельности ООО "Проектстрой", по подсчетам следствия, был нанесен ущерб более чем на 23 млрд руб. По данным экологической экспертизы, только концентрация ртути в расположенной поблизости реке Радомля оказалась выше допустимой в 300 раз.
Вскоре в деле появился еще один фигурант — начальник штаба--первый заместитель командующего войсками воздушно-космической обороны генерал-лейтенант Валерий Иванов. Он, по данным следствия, с 2010 по 2011 год незаконно продлевал договоры аренды с руководством ООО "Проектстрой".
30 апреля 2013 года материалы уголовного дела генерала Соловьева были направлены в Балашихинский гарнизонный военный суд. В ходе процесса суд переквалифицировал обвинение подсудимому на "халатность" (ст. 293 УК РФ) и прекратил дело, поскольку сроки давности по этой статье уже истекли.
Вместе с тем военное следствие выделило из уголовного дела Юрия Соловьева в отдельное производство еще два дела — в отношении руководства ООО "Проектстрой" (оно было направлено для дальнейшего расследования в полицию и приостановлено "за невозможностью установить местонахождение подозреваемых"), а также в отношении генерала Валерия Иванова, которому вменяется в вину "превышение должностных полномочий" (его на время следствия Балашихинский гарнизонный суд отстранил от занимаемой должности). Обвинительное заключение по делу генерала направлено в прокуратуру на утверждение. Сам он обвинение в свой адрес отрицает, заявляя, что уголовное дело якобы носит заказной характер.