Вагоны загонят в банк

Чтобы увеличить доходы их операторов

В условиях падения рынка железнодорожных перевозок его участники снова начали обсуждать консолидацию: создание "банка вагонов". Операторы и лизинговые компании могут передать туда две трети парка, привлекая его по необходимости по повышенным ставкам. Схема дает возможность ограничить профицит подвижного состава, отсеять демпингующих и повысить цены, уровень которых сейчас минимален. ФАС считает идею, напоминающую картельный сговор, абсолютно неприемлемой.

Фото: Кирилл Кухмарь, Коммерсантъ

О том, что железнодорожные операторы подготовили схему консолидации парка на базе банка вагонов, рассказал глава Федеральной грузовой компании (ФГК, подконтрольна ОАО РЖД) Виталий Евдокименко. Идея в том, чтобы привлечь полувагоны операторов и лизинговых компаний по фиксированной ставке (400-500 руб. в сутки), а затем сдать их им же или ОАО РЖД дороже. При профиците к банку будут допущены и сторонние компании. Контролировать ставку приема и передачи вагонов в аренду должна управляющая структура, которая на заработанные средства организует отстой избыточного парка.

Условиями участия в проекте будут серьезные ограничения: операторы не смогут привлекать вагоны у третьих лиц, а покупать подвижной состав — только по согласию управляющей компании (избыток вагонов на сети оценивается в 300 тыс. из 1,2 млн, операторы фактически прекратили закупку новых вагонов). По оценке Виталия Евдокименко, чтобы механизм заработал, в банке должно быть не менее 300 тыс. полувагонов из 500 тыс. имеющихся.

Источник "Ъ" на рынке говорит, что идея возникла на площадке НП "Совет операторов железнодорожного рынка" (СОЖТ, объединяет крупнейших собственников вагонов), ее активно лоббировал глава президиума НП, совладелец "Русагротранса" Константин Засов. Сам он пояснил "Ъ", что речь идет о создании "прозрачной структуры, которая отвечает на вопросы, что делать с профицитом, как вывести ставку на приемлемый уровень и что делать оператору, на которого давят непрофессиональные участники, не знающие, что делать с вагоном, и отдающие его за 100 руб.". Господин Засов подчеркнул, что сам банк не будет коммерческим агентом, предлагающим вагоны на рынке, зато в перспективе может стать их глобальным заказчиком. Новая структура также поможет банкам и лизинговым компаниям покрыть убытки от простаивающих вагонов.

Идея консолидации парка не нова, но до сих пор все схемы в основном планировались на базе структур ОАО РЖД. Так, в 2011 году монополия привлекла около 120 тыс. вагонов ПГК через агентские соглашения, а в 2012 году арендовала парк ФГК. В 2014 году ОАО РЖД также хотело взять в аренду вагоны ФГК, ПГК и "Нефтетранссервиса", но против выступил вице-премьер Аркадий Дворкович. В 2015 году монополия вела переговоры о привлечении парка с лизинговыми компаниями и с ФГК, но пока безуспешно.

"Предлагаемая структура очень сильно напоминает картель,— говорит управляющий партнер коллегии адвокатов "Муранов, Черняков и партнеры" Дмитрий Черняков.— Она повлечет за собой монополизацию рынка и, как следствие, либо увеличение цен на услугу, либо создание искусственного дефицита". Картель как вид организации, хотя и запрещен во многих странах мира, является действенным механизмом стабилизации цен. Так, более 50 лет существует ОПЕК, контролирующая две трети мировых запасов нефти и устанавливающая для своих членов квоты на добычу. По словам юриста, поскольку смены собственника активов при создании банка вагонов не происходит, уведомлять ФАС не обязательно. Но как только банк появится и хотя бы кто-нибудь из потребителей пожалуется, ФАС "примет меры".

Служба уже выступила против схемы. "Это неприемлемо",— говорит замначальника управления контроля транспорта и связи ФАС Наталия Яковенко. По ее словам, создание банка выльется в монополизацию рынка и "окончательно отобьет у грузоотправителя желание идти на железную дорогу". Глава департамента госрегулирования тарифов, инфраструктурных реформ и энергоэффективности Минэкономики Ярослав Мандрон согласен, что предложенная собственниками схема консолидации — лишь "попытка сдвинуть ставку на более высокий уровень". Источник "Ъ" среди крупных грузовладельцев заверил, что никто на рынке "не захочет платить одному и тому же оператору больше, чем сейчас". Позиция ОАО РЖД осторожнее: глава монополии Владимир Якунин готов обсуждать идею, хотя и не понимает ее до конца. Глава агентства "Infoline-Аналитика" Михаил Бурмистров уверен, что предложение СОЖТ обречено на провал, поскольку на рынке слишком много собственников вагонов, готовых демпинговать, и договориться со всеми невозможно.

Наталья Скорлыгина, Сочи; Юлия Галлямова

Вся лента