"Единой России" предсказали беспроигрышное будущее
Комитет гражданских инициатив оценил партийные реформы 2012-2014 годов
"Единая Россия" сможет доминировать на предстоящих выборах, даже если ее рейтинг будет снижаться. Другие партии не составят ей реальной конкуренции, потому что превратились в "клубы единомышленников". К такому выводу пришла группа экспертов из РГГУ и Комитета гражданских инициатив (КГИ) Алексея Кудрина, изучив "партийную реформу и контрреформу 2012-2014 годов".
Партийная реформа, проведенная в 2012-2014 годах, уже привела к тому, что "Единая Россия" по итогам трех кампаний сохранила доминирующее положение в региональных парламентах. При этом положение оппозиции не улучшилось. Таким видится практический итог новаций авторам монографии "Партийная реформа и контрреформа 2012-2014 годов: предпосылки, предварительные итоги, тенденции", презентация которой пройдет сегодня в КГИ. Среди авторов — эксперты КГИ и специалисты РГГУ, многие из которых исследуют развитие отечественной партийной системы с момента возрождения многопартийности в 1990 году.
Основную причину начала партийной реформы в 2012 году эксперты видят в неудачном выступлении "Единой России" на думских выборах-2011. Партия власти тогда, получив 49,3%, сохранила за собой парламентское большинство (238 мандатов из 450), но ухудшила собственный результат 2007 года — 64,3% (315 мест). Реакцией на это стали законопроекты, внесенные президентом Дмитрием Медведевым, которые облегчили условия для регистрации партий и их доступ на выборы. В итоге с 2011 года число партий выросло с 7 до 76.
Но реформа не вернула реально конкурентных выборов, считают эксперты, исходя из результатов выборов региональных парламентов 2012 и 2013 годов. ""Единая Россия" сохранила абсолютно доминирующее положение", хотя в половине регионов получила менее 50% голосов. Произошло это потому, что парламентская оппозиция — КПРФ, ЛДПР и "Справедливая Россия" — не смогла нарастить своего присутствия из-за обилия новых партий (в том числе спойлеров), которым стали отходить протестные голоса. "Кремль сменил тактику и сконцентрировал усилия не на том, чтобы добиться для "Единой России" большинства голосов избирателей, а на том, чтобы не дать другим игрокам укрепить свои позиции",— считают эксперты.
Возможности "других игроков" ослабли после законодательных новаций 2014 года. В частности, вновь были возвращены подписные листы, собирать которые обязаны партии, не имеющие фракций ни в Госдуме, ни в одном из региональных парламентов. Сейчас от сбора подписей освобождены 14 партий (до 2012 годы было четыре). Эксперты считают эти новации контрреформой, поскольку они вновь усиливают позиции партии власти, сохраняя мнимую конкуренцию. Кроме того, возврат к смешанной системе позволит в случае необходимости компенсировать рейтинг "Единой России" успехами независимых кандидатов, которых может выставить в одномандатных округах президентский "Общероссийский народный фронт". Все это вкупе позволяет сохранять партию власти как часть бюрократического аппарата страны, а всем иным отводит роль "клубов единомышленников".
Впрочем, такая тактика, по прогнозу экспертов, будет успешной лишь до тех пор, пока власть сможет "обеспечивать видимость честных выборов при заранее известных результатах". А последствия новаций 2012-2014 годов "в полной мере проявятся лишь в период думской и президентской кампании 2016-2018 годов", полагают авторы исследования.
"Однодоминантная система окончательно сложилась еще в 2004 году — в конце первого президентского срока Владимира Путина",— заявил "Ъ" депутат Госдумы, секретарь ЦК КПРФ по информационно-аналитической работе Сергей Обухов. Он считает, что всем партиям, включая и "Единую Россию", отведена роль "клубов", а российская партийная фактически система воспроизводит однопартийную советскую: "Только там было всевластие ЦК КПСС, а теперь — всевластие администрации президента". "Во всех странах так же: в высшую лигу могут пробиться лишь несколько партий",— заявил "Ъ" депутат Госдумы от "Единой России", лидер партии "Родина" Алексей Журавлев. Он не видит чего-либо негативного в избирательном или партийном законодательстве и опасается лишь того, что "оппозиционных кандидатов в одномандатных округах слишком просто снять". В нынешней "системе лучше не быть партией", заявил "Ъ" президент движения СПС (бывшая партия) Леонид Гозман: "Выиграть выборы или получить хотя бы 5% сейчас мы не можем, а быть спойлерами не хотим".