«Протекционизм — это недолговечная стратегия»
Российский претендент на звание «Предприниматель года» АЛЕКСЕЙ РЕПИК, основатель «Р-Фарм» и глава «Деловой России», об участии в конкурсе и о том, что необходимо российским компаниям для выхода на внешние рынки.
— В этом году много участников—победителей национальных этапов именно из фармы. Это Китай, Индия, США, Аргентина. Считаете их конкурентами?
— Не со всеми удалось познакомиться, но у нас есть действительно сильный конкурент из США (компания Medivation.— “Ъ”). Они занимаются разработками в схожих с нами направлениях, в частности по онкозаболеваниям. Основной продукт у них нацелен на лечение рака предстательной железы. Сильная компания и из Индии — Serum Institute, один из крупнейших в мире производителей вакцин.
Общий тренд в этом году — много компаний представляют так называемую экономику знаний, то есть отрасли с высокой добавленной стоимостью, основанной на человеческом капитале. В разрезе отраслей это и уже упомянутая фарма, и ИТ-сектор, в то время как промышленность в классическом ее понимании меньше представлена, и в основном это компании развивающихся рынков. Это показательно, потому что сейчас быстрый прорыв возможен скорее за счет разработок, ориентированных на потребителя, а не экономии от масштаба, как раньше.
— А какие у вас планы по поводу международной экспансии?
— Сейчас мы строим завод в Турции, который будет ориентирован на Ближний Восток, есть завод в Германии (куплен у Pfizer в 2014 году), откуда поставки идут в 104 страны и задача которого в том числе обеспечить повышение производственной культуры на российских площадках. В России есть все необходимые ресурсы для компаний в таких сферах, как фарма: высокая квалификация персонала, по основным издержкам мы конкурентоспособны, но остается вопрос повышения производственных стандартов, что требует времени. Для нас немецкий завод — это и центр подготовки кадров: на ярославском заводе многие управленцы как раз оттуда.
— Вы предлагали создать центр трансфера технологий. Чем он будет заниматься?
— Чтобы отвечать запросам рынка, необходим продукт, который будет учитывать запросы и пожелания локального потребителя. Можно много говорить о конкурентоспособности юрисдикций, но если продукт неинтересен рынку, то протекционизм — это недолговечная стратегия, скорее путь в никуда. Теперь основной вопрос, где эти продукты взять: часть существующих разработок основывалась на еще советском опыте, но этот резерв ограниченный. Можно говорить о будущем лидерстве российских компаний на новых рынках, но до реализации этих амбиций компаниям еще нужно дожить. В итоге остается попробовать опереться на опыт тех компаний, чьи продукты мы и так уже покупаем,— выбрать опорного партнера и предоставить доступ на внутренний рынок взамен на трансфер технологий в РФ. Отличие от простой локализации зарубежного производителя будет в том, что знания, компетенции, патенты должны получать российские предприятия, чтобы они затем могли производить на их основе и другие продукты. Это можно делать и при помощи лицензирования, и в форме СП. В фарме это уже очень активно используется, мы занимались этим с самого начала, и на этом основан и текущий успех «Р-Фарм». Имея такую платформу, можно уже строить и собственные планы по завоеванию внешних рынков. Ну и конечно, накопленный опыт трансфера необходимо систематизировать и распространять его на все отрасли.