«Уралмаш» незабываем
Спустя десять лет в ОАЭ задержан один из лидеров ОПС Александр Куковякин
В Дубае (Объединенные Арабские Эмираты) в минувшие выходные задержан один из бывших лидеров ОПС «Уралмаш» Александр Куковякин, разыскиваемый с 2005 года следственными органами Свердловской области за растрату и легализацию средств Тавдинского гидролизного завода. Сейчас он помещен под стражу, в ближайшее время суд Дубая должен рассмотреть запрос о его экстрадиции в Россию. Как отмечают в окружении бизнесмена, господин Куковякин был задержан за «незначительное нарушение» местного законодательства, и планировалось, что через день он выйдет на свободу. Однако после проверки по базе Интерпола основания для задержания были изменены.
Вчера пресс-служба МВД РФ со ссылкой на НЦБ Интерпола сообщила о задержании в ОАЭ одного из бывших лидеров общественно-политического союза (ОПС) «Уралмаш» Александра Куковякина. «Он разыскивался по запросу ГУ МВД России по Свердловской области по обвинению в совершении преступлений, предусмотренных ст.160 УК РФ («Присвоение или растрата») и ст.174.1 УК РФ («Легализация денежных средств»). На данный момент разыскиваемый помещен под стражу, решается вопрос о его экстрадиции в Россию», отмечается в официальном заявлении МВД.
Господин Куковякин был объявлен в федеральный розыск в 2005 году. Тогда он являлся фигурантом уголовного дела о преднамеренном банкротстве (ст.196 УК РФ) ОАО «Тавдинский гидролизный завод». По версии следствия, он как владелец завода совместно с директором предприятия Сергеем Багреевым и главным бухгалтером Фанией Наяновой разработал схему хищения средств. Топ-менеджеры заключали договоры с фирмами-поставщиками сырья, однако никаких сделок на самом деле не было, а деньги, выплаченные по сделкам, — 2,6 млн руб. — были похищены. Сергей Багреев был осужден за это на шесть с половиной лет лишения свободы, а Фания Наянова — на пять лет лишения свободы. В ходе расследования действия господина Куковякина были квалифицированы как растрата (ст.160 УК РФ) и легализация (ст.174.1 УК РФ), санкции которых предусматривают до семи лет лишения свободы.
В Генеральном консульстве РФ в Дубае комментировать задержание Александра Куковякина отказались, сославшись на отсутствие информации. Источники „Ъ”, приближенные к Александру Куковякину, отметили, что задержание бизнесмена было связано не с запросами Интерпола, а с «незначительным нарушением местного законодательства». «После того как его пробили по базе Интерпола, основание его задержания было изменено», — пояснил собеседник „Ъ”.
По мнению почетного адвоката РФ Николая Мельника, который неоднократно работал в ОАЭ, вопрос об экстрадиции Александра Куковякина будет решаться небыстро. «Сначала суд ОАЭ рассмотрит материалы Генпрокуратуры РФ и определит степень опасности инкриминируемых бизнесмену преступлений. Важно, чтобы инкриминируемый ему состав присутствовал в арабском уголовном законодательстве — а это, как минимум, один из составов — присвоение средств (ст.160 УК РФ)», — отметил эксперт.
В 2010 году бизнесмену уже удалось избежать экстрадиции в Россию по делу о преднамеренном банкротстве гидролизного завода — тогда Высший суд ОАЭ отказался выдавать бизнесмена, так как не нашел в своем законодательстве аналогичных преступлений. Кроме того, ранее между ОАЭ и Россией отсутствовал официальный договор о выдаче преступников. Необходимое соглашение было подписано в ноябре 2014 года генпрокурором РФ Юрием Чайкой и главой Минюста ОАЭ Султаном бен Саидом аль-Бади.
ОПС «Уралмаш» был создан в Екатеринбурге в конце 1990-х годов, как считают в правоохранительных органах, участниками одноименной преступной группировки. На тот момент представители ОПС имели большое влияние на политическую и экономическую жизнь Свердловской области. Лидеры «Уралмаша» Александр Хабаров и Александр Куковякин избирались депутатами Екатеринбургской городской думы. Представители ОПС владели различными бизнес-активами региона. После бегства Александра Куковякина и загадочной смерти в СИЗО Александра Хабарова в 2005 году многие члены «Уралмаша» свернули публичную активность.