Собственников Домодедово ждут для персонального досмотра
Следственный комитет проверяет безопасность услуг, оказанных владельцами аэропорта
Вчера стало известно о том, что собственники аэропорта Домодедово могут стать фигурантами уголовного дела об оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности, возбужденного СКР в связи с терактом 24 января 2011 года. Пока же подозреваемыми по нему проходят трое бывших топ-менеджеров Домодедово, которые, по версии следствия, не обеспечили стопроцентный досмотр посетителей аэропорта. Источники "Ъ" в авиационных кругах указывают, что на момент теракта подобные меры были необязательными в аэропортах. А из ответа правительства РФ в адрес ЕСПЧ по иску, связанному со взрывом в Домодедово, следует, что "любые предупредительные меры на входе (в аэровокзал.— "Ъ") становятся бесполезными, если террористы приняли решение осуществить теракт".
Следователь ГСУ СКР Сергей Дубинский вынес постановление о возбуждении уголовного дела по ч. 3 ст. 238 УК РФ (выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц) в отношении бывшего главы российского представительства компании Airport Management Company Limited (управляет аэропортом Домодедово) Светланы Тришиной, бывшего управляющего директора ЗАО "Домодедово эрпорт авиэйшен секьюрити" (обеспечивает в нем авиационную безопасность) Андрея Данилова и экс-директора аэропортового комплекса Вячеслава Некрасова. Кроме того, по делу проходят "неустановленные лица из числа фактических владельцев предприятий аэропортового комплекса международного аэропорта Домодедово". Впрочем, официальный представитель СКР Владимир Маркин уже дал понять, что речь идет о Дмитрии Каменщике и Валерии Когане, состоящих в должности консультантов. По данным "Ъ", они являются консультантами зарегистрированного на острове Мэн офшора Airport Management Company Limited.
В постановлении следователя отмечается, что в целях обеспечения безопасности и предотвращения терактов еще в 2007 году была разработана и введена "Технология досмотра на входах в аэровокзальный комплекс". В соответствии с ней входящие в здание аэровокзалов должны проходить через рамки стандартных металлоискателей, а в случае необходимости подвергаться досмотру с применением ручного металлоискателя с вызовом на мероприятие сотрудника ЛУВД. Помимо досмотра сотрудники службы авиационной безопасности, согласно той же технологии, должны выявлять пассажиров из так называемой группы риска (выходцев из арабских стран, а также уроженцев Средней Азии и Северного Кавказа) и проводить с ними собеседования, для того чтобы выяснить цели их прибытия в аэропорты.
Досмотровые и собеседовательные мероприятия, констатирует следствие, привели к образованию очередей на входах в аэропорты. Избежать возникших проблем, считает следствие, можно было за счет реконструкции аэровокзальных комплексов с увеличением количества входов в них и одновременного увеличения групп сотрудников авиационной безопасности, работавших на входах, то есть за счет дополнительных расходов. Однако, по версии следствия, "фактические владельцы" Домодедово пошли по другому пути, решив минимизировать затраты на безопасность. В результате в 2009-2010 годах владельцами и их подчиненными Тришиной, Даниловым и Некрасовым была разработана и введена в действие новая технология досмотра в Домодедово, которой сокращалось нахождение людей в очередях на входах в аэровокзальный комплекс "путем уменьшения действий, непосредственно связанных с контролем и досмотром входящих". В соответствии с ней на каждом входе в аэропорт находился лишь один сотрудник службы авиационной безопасности, который с помощью интроскопа досматривал багаж и личные вещи входящих. При этом через рамки металлоискателей самих пассажиров, как считает следствие, не пропускали, а тем более не разговаривали с теми из них, кто относился к группе риска. Досмотры, как предполагает следствие, проводились выборочно по требованиям сотрудников ЛУВД.
Все это, считает следствие, позволило сократить очереди, но при этом увеличило вероятность проноса взрывчатки. 24 января 2011 года террорист Магомед Евлоев, минуя рамку металлоискателя, беспрепятственно, как установило следствие, прошел в здание аэровокзала, имея под одеждой мощную бомбу. В результате самоподрыва смертника погибли 37 человек, а еще более 170 получили ранения различной степени тяжести. Согласно выводам взрывотехнической экспертизы, отмечает следствие, СВУ у Евлоева было бы обнаружено металлоискателем.
По данным "Ъ", основанием для нового расследования послужили материалы другого уголовного дела, возбужденного еще в 2011 году о неисполнении требований транспортной безопасности (ч. 3 ст. 263-1 УК РФ). Его фигурантами помимо менеджеров Домодедово являлись бывший начальник управления на транспорте МВД России по Центральному федеральному округу Андрей Алексеев, экс-руководитель ЛОВД "Домодедово" Александр Трушанин и его заместители Александр Будцов и Александр Дегтярев. Однако это расследование было прекращено самим СКР за отсутствием состава преступления в действиях фигурантов.
Одним из оснований для этого, по данным "Ъ", послужило решение арбитражного суда Московской области, которое имеет определенное преюдиционное значение и для нового расследования. Тогда суд, рассмотрев иск структур, входящих в Домодедово, установил необоснованность требования Ространснадзора о незамедлительном принятии мер по обеспечению стопроцентного досмотра всех лиц на входах в здание аэровокзального комплекса аэропорта после теракта, совершенного в январе 2011 года. Суд установил, что действующее на момент теракта законодательство не требовало такого досмотра. С тех пор законодательство на этот счет не изменилось, тем не менее всех посетителей аэропортов пропускают через рамки металлодетекторов. В пресс-службе аэропорта Домодедово на запрос "Ъ" вчера не ответили.
Следует отметить, что владельцев Домодедово и бывших топ-менеджеров аэропорта фактически поддержало и правительство РФ. Отвечая на вопросы ЕСПЧ, принявшего к рассмотрению иск, поданный Еленой Криволуцкой, ставшей инвалидом-колясочником в результате теракта в Домодедово, власти, в частности, указали, что "действия террористов являются в целом непредсказуемыми", поэтому правительства не всегда могут эффективно им противостоять. В иске заявительницы было указано, что вход в аэровокзал не был оборудован досмотровыми рамками, а также не проводилась "полная личная проверка лиц, входящих в него". Сославшись на теракт 2007 года в аэропорту Глазго, в который злоумышленники въехали на автомобиле с баллонами, наполненными пропаном, правительство РФ отметило, что данный пример показывает: "любые предупредительные меры на входе становятся полностью бесполезными, если террористы приняли решение осуществить террористический акт". Кроме того, отмечается в ответе, полный личный контроль при входе в аэровокзал не требуется ни по действующему международному законодательству, ни, соответственно, по нормативным актам РФ.
Само же правительство считает утверждение заявителя об отсутствии или недостаточности защитных мер в Домодедово некорректным и необоснованным, указав, в частности, что именно в этом аэропорту после событий 2004 года (оттуда вылетели два самолета с террористками, взорвавшими бомбы в воздухе.— "Ъ") были установлены первые устройства для сканирования тела человека как на внутренних, так и международных рейсах.