На немецкий не перевозится
Lufthansa отменяет рейсы во Франкфурт-на-Майне из российских регионов
Германский национальный авиаперевозчик Lufthansa с 7 сентября прекращает рейсы из Нижнего Новгорода во Франкфурт-на-Майне. Сейчас авиакомпания, запустившая первый регулярный рейс из Нижнего в Европу без малого 20 лет назад, выполняет из нижегородского аэропорта четыре рейса в неделю. Сворачивание региональной программы Lufthansa объясняет убыточностью маршрута. Эксперты полагают, что с учетом локальности российского кризиса иностранному перевозчику выгоднее направить самолеты на другие маршруты, но Lufthansa вернется, как только экономика страны стабилизируется.
Авиакомпания Lufthansa приняла решение приостановить свои рейсы в Самару, Нижний Новгород и в московский аэропорт Внуково «после тщательной оценки и анализа», сообщили „Ъ“ в пресс-службе немецкого концерна. Рейсы из Самары и Нижнего будут приостановлены с 6 и 7 сентября соответственно, из аэропорта Внуково — с 31 августа. Таким образом, с осени самолеты германского авиаперевозчика будут принимать только московский аэропорт Домодедово и петербургский Пулково. Сейчас Lufthansa летает из Нижнего во Франкфурт-на-Майне четыре раза в неделю, пассажиропоток на этом направлении ни аэропорт, ни авиакомпания не раскрывают.
В компании объясняют уход из российских регионов экономическим спадом: текущая ситуация не позволяет сохранять рейсы на должном уровне прибыльности. «Для нас это было трудным решением, но мы должны обеспечить прибыльность наших маршрутов по всему миру»,— цитирует пресс-служба директора Lufthansa по России и странам СНГ Акселя Хилгерса. Рейсы авиакомпании были заявлены на весь летний сезон до октября, и уход в сентябре в Lufthansa объясняют тем, что высокий сезон заканчивается и спрос падает уже с сентября. При этом компания выразила признательность местным властям за поддержку и бизнес-сообществу «за лояльность». Напомним, германский перевозчик летал в нижегородский аэропорт Стригино с 1996 года — для города это был первый регулярный рейс в Европу.
В пресс-службе ОАО «Международный аэропорт Нижний Новгород» (МАНН, входит в холдинг «Аэропорты регигонов», подконтрольный группе «Ренова» Виктора Вексельберга) „Ъ“ сообщили, что рейс в Нижний оставался одним из самых востребованных региональных маршрутов германской авиакомпании. «Однако сдвиг пассажирского спроса в пользу внутрироссийских перевозок, по заявлению авиакомпании, не позволяет сохранить приемлемую экономику рейсов, несмотря на совместные усилия перевозчика и аэропорта», — отмечают в МАНН, добавляя, что обе стороны высоко оценивают потенциал рынка и не исключают возобновления авиасвязи при восстановлении спроса. «Мы убеждены, что экономическая обстановка изменится, и после падения рынок ждет рост и развитие», — подтверждает Аксель Хилгерс.
Среди иностранных перевозчиков в летнем расписании нижегородского аэропорта регулярные рейсы есть у греческой компании Ellinair и финской Finnair, а также у «Азербайджанских авиалиний», с октября в расписании — арабская компания FlyDubai. В первом квартале 2015 года пассажиропоток МАНН на международных авиалиниях упал в два раза, до 40 тыс. человек.
«В летнем расписании частота рейса Хельсинки — Нижний Новгород останется без изменений — формируя расписание, мы тщательно изучили рынок и действовали, исходя из его запросов. Мы постоянно следим за рынком и оперативно реагируем на изменения, если это необходимо. В настоящее время три рейса в неделю полностью отвечают спросу в регионе», — заверила „Ъ“ глава представительства Finnair в России Мария Ануфриева (в апреле компания возобновила перелеты после двухмесячного перерыва). По ее словам, Finnair считает выбранное направление «актуальным и перспективным», а решение о том, продолжать ли перелеты осенью, компания примет по итогам сезона.
Решение Lufthansa, которая не прекращала полеты из Нижнего в кризисные 1998 и 2008–2009 годы, эксперты объясняют локальностью кризиса. «В предыдущие кризисы можно было говорить о мировых экономических проблемах, которые отражались на российском рынке, и Lufthansa испытывала сложности во всех направлениях. Сейчас же это локальная российская проблема, и у перевозчика есть другие направления, на которые можно перекинуть самолеты и больше заработать. Поэтому действия Lufthansa экономически оправданы», — полагает Алексей Синицкий из «Авиатранспортного обозрения». Кроме того, во время предыдущих кризисов авиакомпании удавалось сохранить премиального пассажира, а сейчас ситуация в регионах с точки зрения пассажиропотока очень неблагоприятная: пассажирский трафик на международных направлениях снизился в ряде регионов в два раза. «Пересадочные рейсы через Москву сейчас более привлекательны, особенно с учетом демпинга российских авиакомпаний. Поэтому доля российских перевозчиков в целом на международных линиях растет», — добавляет руководитель аналитического отдела агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.
Региональные аэропорты в условиях падающего рубля и снижения реальных доходов населения мало что могут сделать, так как снижение аэропортовых сборов на фоне снижения пассажиропотока не сможет кардинально улучшить экономику рейса, полагает господин Пантелеев. Однако уход германского перевозчика станет для нижегородского аэропорта «болезненным, но не смертельным», отмечает эксперт: в строящемся аэровокзале будет больше площадей для получения неавиационных доходов, что даст возможность вернуть инвестиции, несмотря на спад пассажиропотока. Кроме того, в нижегородском аэропорту остается Finnair, позиции которого в Нижнем с точки зрения стыковочных рейсов через Европу усилятся с уходом прямого конкурента, добавляет Алексей Синицкий. Наконец, эксперты не исключают, что Lufthansa вернется в российские регионы, как только экономика страны стабилизируется.