Терминатор с сединою на висках
Оценят ли зрители возвращение Арнольда Шварценеггера
Как и было обещано, он вернулся — на мировых экранах снова "Терминатор". В главной роли сам железный Арни, а режиссер — Алан Тейлор, один из самых востребованных в телемире специалистов, за плечами у которого "Клан Сопрано", "Секс в большом городе" и "Игра престолов".
Из всех культовых кинофраншиз у "Терминатора", возможно, самая заковыристая судьба. Компания Halcyon, изначальный правообладатель, почти сразу после выхода четвертой части "Да придет спаситель" в 2009-м попала в переплет. Ее руководителей заподозрили в мошенничестве со средствами инвестиционного фонда, финансировавшего свежую картину, а саму компанию обанкротили. Права на "Терминатора" выставили на аукцион; за вкусный лот рубились такие мейджоры, как Universal и Sony, но в итоге он достался Меган Эллисон — весьма влиятельной фигуре в киномире, главе компании Annapurna Pictures. Эллисон передала производство фильма своему брату Дэвиду, на Skydance Productions (так как Annapurna массовым кино не занимается), оставшись одним из главных продюсеров картины. Единственная крупная студия, допущенная к проекту,— Paramount, с ней Меган Эллисон подписала контракт о дистрибуции. Более того, стороны успели договориться, что нынешний "Терминатор" непременно станет трилогией, и ее съемки должны быть завершены до 2019 года — именно тогда права на всю историю вернутся ее автору, Джеймсу Кэмерону.
Сам Кэмерон впервые за долгие годы внес в работу над "Терминатором" заметный вклад. Сценаристы и продюсеры не раз с ним встречались, и маститый специалист как минимум подкинул им блестящую идею, что плоть, которой покрыты сияющие металлические кости терминаторов, может стареть, как у обычных людей. Это позволило ловко обосновать появление в кадре седого Шварценеггера (кстати, седина натуральная). И вообще, Кэмерон создателей "Генезиса" фактически благословил, не раз отметив в интервью, что считает нынешнюю постановку наиболее близкой двум его собственным тематическим опытам. Косвенным подтверждением этих слов является то, что экс-губернатор Калифорнии согласился на участие в проекте только после того, как прочел сценарий и "нашел его отлично написанным". Актер ради роли начал интенсивные (насколько позволяет возраст) тренировки и за полгода вернул себе мышечную массу 12-летней давности — как на съемках третьей части франшизы.
Когда важные участники проекта демонстрируют такую вовлеченность, а мейджор позволяет пустить кусок 170-миллионного бюджета на то, чтобы раскрасить действие, происходящее в 1984 году, под цветовую гамму исходного "Терминатора", хочется верить, что картину ждет успех, крупные суммы в кассе и признание кинокритиков. Единственным препятствием здесь видится не самый простой сюжет фильма. Создатели, руководствуясь благородной целью оживить интригу во франшизе, придумали историю, в которой происходят неоднократные перемещения во времени, разделения временных потоков и прочие штуки, характерные для хардкорной научной фантастики. Запутаться в том, кто к кому в какое время прилетел, можно уже на уровне синопсиса. Остается надеяться, что в развернутом изложении все встанет на свои места и проект займет достойное место в пятерке самых кассовых фильмов про путешествия во времени, составленной для чистоты картины без других "Терминаторов".
Программой-минимум для Алана Тейлора со товарищи может стать победа над очевидными участниками топ-5 — работами Роберта Земекиса "Назад в будущее". Второй выпуск этой франшизы добрался до пятого места и удерживает его со следующими результатами: бюджет $40 млн, сборы $332 млн (третий по заработкам фильм 1989 года — после "Бэтмена" и третьего "Индианы Джонса"), коэффициент кассового успеха (ККУ) 8,3. Сценаристы "Генезиса" между прочим упоминали в качестве одного из источников вдохновения сюжетный ход с появлением Марти Макфлая в альтернативной ветке настоящего, где его родным городом заправляет злодей Бифф Таннен. Первый фильм "Назад в будущее", настоящий прорыв 1985 года и объект массового поклонения, на данный момент добрался до третьего места с $392 млн сборов, а благодаря микроскопическому бюджету ($19 млн) может похвастаться лучшим ККУ в пятерке: 20,6 пункта.
Между двумя историями про американского школьника в разных исторических эпохах затесался представитель другой великой франшизы — "Звездный путь", снятый Дж. Дж. Абрамсом в 2009 году. В нем, если кто вдруг забыл, путешествие во времени совершал вулканиец Спок — в определенный момент это позволило ему встретиться с самим собой лицом к лицу и оказать себе очень своевременную помощь. У перезапуска "Звездного пути" был немаленький бюджет — $150 млн, заработать же получилось $385,7 млн. ККУ не самый богатырский — 2,57, но его хватило, чтобы Paramount, которой принадлежат киноправа на вселенную Star Trek, раскошелилась на сиквел, и она не прогадала.
Второе место в топ-5 у третьей части "Людей в черном" Барри Зонненфельда — заметьте, еще одна франшиза. В картине действие параллельно развивается в 2012 и 1969 годах, а главный антагонист, межгалактический уголовник Борис Животное, убивает одного из главных героев в прошлом, меняя настоящее. Фильм порадовал критиков и отлично выступил в прокате: при бюджете $215 млн заработал $624 млн (ККУ 2,9) и открыл дорогу четвертой части "Людей в черном", в которой, возможно, появится сын Уилла Смита — Джейден.
Возглавляет рейтинг кассовых перемещений во времени последний релиз франшизы "Люди Икс", известный под заголовком "Дни минувшего будущего" и снятый Брайаном Сингером, где опять же не обошлось без контактов между старыми и юными версиями одних и тех же героев. Фильм стоимостью $200 млн собрал некислые $748,1 млн и показал ККУ 3,7. Сиквел, понятно, уже в работе, он должен выйти в 2016 году.