"Доказать политическую подоплеку в случае с Пономаревым будет невозможно"
Следственный комитет возбудил уголовное дело против депутата Ильи Пономарева. Об этом сообщил официальный представитель СК Владимир Маркин. Пономарева подозревают в пособничестве в растрате 22 млн руб. из средств фонда "Сколково". Управляющий партнер коллегии адвокатов "Железников и партнеры" Александр Железников ответил на вопросы ведущего "Коммерсантъ FM" Петра Косенко.
Владимир Маркин отметил, что так как Пономарев находится за пределами России, следствие планирует инициировать его международный розыск с последующей экстрадицией для того, чтобы он предстал перед российским судом.
— Что ждет депутата Пономарева? Если следовать информации, которая поступила от Следственного комитета, "пособничество в растрате" — что это за статья и какая ответственность установлена по ней?
— Полагаю, что ответственность там достаточно обширная. В данном случае, возможно и лишение свободы на срок до пяти лет, и, возможно, там еще какие-то найдутся обстоятельства. Я материалы дела не изучал, поэтому твердо сказать не могу, но полагаю, что обвинение серьезное, тем более что есть личное указание представителя Следственного комитета. И думаю, что будет расследовано оно быстро, эффективно и в обвинительном ключе.
— Господин Маркин заявил также, что согласие на привлечение Пономарева к ответственности уже дала нижняя палата парламента. Тем временем что-то не припоминаю я, чтобы на эту тему парламент что-то говорил.
— Я тоже не припоминаю, но, тем не менее, это необходимая процедура для привлечения к ответственности. Вместе с тем, думаю, что было какое-то административное решение, которое господин Бастрыкин воплотил, а все остальное уже, как водится, к нему подтянется. Я могу только так предположить.
— А в мировой практике явно же были какие-то прецеденты. Статус депутата для человека, который в своей стране находится в розыске, тем более по линии Интерпола, он осложняет или упрощает процесс экстрадиции, если он будет задержан на территории третьей страны?
— С экстрадицией здесь не все очень просто. С одной стороны, есть обширная практика выдачи экономических преступников из стран Европы, из Соединенных Штатов и даже из азиатских стран, как мы недавно на примере господина Полонского смогли убедиться. Вместе с тем господин Пономарев является выраженным оппозиционером, и именно это обстоятельство, возможно, побудит его обратиться за предоставлением политического убежища. В этом случае он может не быть выдан. В целом процедура такова: суд в месте пребывания человека, на которого получен запрос, определяет степень его возможной вины или помещает его под домашний арест, под залог, как чаще в Соединенных Штатах бывает, или применяет иную меру пресечения, вплоть до лишения свободы, и уже впоследствии принимает решение, изучая все обстоятельства, предоставленные страной, которая требует экстрадиции, и действует соответственно.
— А как долго этот процесс может длиться? Как долго может рассматриваться вопрос экстрадиции?
— Это очень длительный процесс, учитывая, что обмен соответствующими письмами между генеральными прокуратурами длится достаточно долго. Это может длиться и полгода, и даже год.
— Но история с Полонским показывает, что, даже не обладая статусом депутата, человек больше двух лет в том или ином виде избегал экстрадиции.
— Да, вы абсолютно правы. Но дело в том, что статус депутата в данном случае хотя и формально защищает в настоящий момент господина Пономарева, но достаточно легко снимается при наличии единодушия в нижней палате парламента. В этом вы тоже могли убедиться на примере недавних событий.
— А предположить, если господин Пономарев все-таки будет экстрадирован в Россию, сможет он здесь, в российском суде, доказать, что дело, возбужденное против него, имеет политическую, а не экономическую подоплеку?
— Полагаю, что доказать политическую подоплеку в данном случае будет невозможно — обвинения выдвинуты исключительно криминального характера, они никак не связаны с политическими убеждениями. Я думаю, что надо будет доказывать другие обстоятельства адвокатам господина Пономарева.