«Авторы поправок, очевидно, ставили перед собой цель составить документ максимально приемлемый для Киева»
Илья Барабанов о предложенных ДНР и ЛНР поправках в конституцию Украины
Лидеры самопровозглашенных Донецкой (ДНР) и Луганской (ЛНР) народных республик направили рабочей подгруппе по политическим вопросам минской контактной группы свой проект поправок в конституцию Украины, в котором Крым оказался в составе Украины, а сама страна — «вне военных блоков и союзов». Специальный корреспондент “Ъ” Илья Барабанов разбирался в нюансах опубликованного документа.
Поправки к украинской конституции от самопровозглашенных ДНР и ЛНР впервые были опубликованы еще 13 мая, но заметили документ не сразу. При этом большинство читателей документа отметили лишь то, что он признает украинской территорией Крым и Севастополь. Хотя в этом как раз ничего удивительного нет: авторы поправок, очевидно, ставили перед собой цель составить документ максимально приемлемый для Киева, заложив при этом в него несколько других, менее громких пунктов, с которыми украинской стороне будет сложно.
Начать стоит с того, что тогда же, в мае, самопровозглашенные республики опубликовали и свой проект закона «Об особенностях проведения местных выборов», в котором перечисляются 493 населенных пункта в Донецкой области и 371 — в Луганской, которые по задумке авторов находятся на территории «отдельных районов с особым статусом». При этом в список попали не только населенные пункты, уже контролируемые самопровозглашенными республиками, но и, например, поселок Пески рядом с Донецком, который вторые минские соглашения относят к украинской территории. В списке также Павлополь с Широкино, за контроль над которыми бои идут с февраля. Наконец, к территории «отдельных районов» авторы отнесли и Марьинку — населенный пункт под контролем ВСУ, бои за который начались лишь 3 июня, то есть через три недели после первой публикации поправок к конституции и законопроекта «Об особенностях проведения местных выборов».
Кстати этот же закон предусматривает возможность участия в выборах в местные органы власти лишь для тех, кто последние десять лет живет на территории «отдельного района», что лишает возможности участвовать в выборах полевых командиров—выходцев из России вроде знаменитого Арсения Павлова (Моторола). Другая важная оговорка — «включая год, который предшествовал проведению выборов»,— отсекает от участия покинувших во время конфликта Донбасс проукраинских активистов и старую элиту из Партии регионов.
Что касается самого текста поправок, то главный месседж Киеву авторы дали в последнем абзаце этого документа, предложив дополнить конституцию словами: «Украина не входит в военные блоки и союзы, сохраняет нейтралитет, воздерживается от участия в военных действиях за пределами своей территории». Согласие с таким дополнением к основному закону означает автоматическое прекращение всякого обсуждения возможности вступления страны в НАТО.
При этом Киев должен согласиться обеспечивать «финансовую самостоятельность этих районов», а украинское правительство — заключать с ними отдельные соглашения по экономическому, социальному и культурному развитию. Назначение судей и прокуроров на этих территориях станет прерогативой Киева, но в обмен он должен согласиться на создание «народной милиции», легализовав вооруженные формирования, которые сейчас воюют с украинской армией. При этом руководство «народной милицией» будет назначаться уже местными органами власти. Кроме того, независимыми от центральной власти, включая ЦИК, должны стать и избирательные комиссии особых районов.
Фактически опубликованные документы предлагают Киеву легализовать власть, которая сейчас сформирована на территориях самопровозглашенных республик, и, де-факто ничего там не контролируя, взять на себя все финансовые обязательства по восстановлению и дальнейшему развитию пострадавших в войне территорий в обмен на лояльность с их стороны.