Этнический заезд
«Музыка мира» сотрясла «Белый колодец»
После успеха на прошлом Платоновском фестивале программы world music организаторы продолжили эксперимент, сделав open-air в автомобильном спорткомплексе «Белый колодец» под Воронежем. На одной сцене 7 июня в течение почти семи часов играли Drum Ecstasy и Дмитрий Лукьянчик (Беларусь), «Мгзавреби» (Грузия), The Bambir (Армения) и впервые выступали приехавшие в Россию певицы Ясмин Хамдан (Ливан) и Эстер Рада (Израиль). Кумулятивный эффект сработал — в «Белый колодец» приехало более 2 тыс. человек.
«Музыка мира» открыла для Воронежа еще одну площадку для open-air-мероприятий. Сцена была установлена на берегу озера и органично вписывалась в живописный пейзаж. Формат оказался удачным, по отдельности сыгравшие группы вряд ли собрали бы более 2 тыс. человек, здесь же каждый из посетителей нашел что-то свое, попутно познакомившись и с творчеством разношерстных музыкантов. Но для развития «Белого колодца» как культурной площадки требуется работа над инфраструктурой: обустроенная парковка и двухполосная дорога были не готовы к такому количеству автомобилей, а укрыться от палящего солнца могли только купившие билеты в вип-сектор. «Узкие места» в организации мероприятия признал и худрук Платоновского фестиваля Михаил Бычков.
Сам термин world music подразумевает любое сочетание этнической музыки с другими стилями. И необязательно, чтобы народные мотивы при этом доминировали.
Drum Ecstasy в современном человеке пробуждает первобытного, обращаясь к первооснове всей музыки — ритму. Их барабанные шоу проходят с успехом по всему миру, отлично разогревают публику перед рок-мастодонтами типа Роберта Планта, и дело здесь не только в бьющих в самое нутро барабанах, но и в различных эффектах. Так, бас-гитарист Филипп Чмырь редко использует бас по прямому назначению: он пилит на нем смычком, прикладывает к струнам жужжащую электродрель, а иногда и вовсе откладывает его в сторону, чтобы тоже побарабанить или «поиграть» на электропиле. В некоторых композициях поверх всего этого звучал вокал Дмитрия Лукьянчика, распевающего и завывающего народные белорусские песни.
«Мгзавреби», уже давно любимые в России грузины, идут по другому пути. Из этники у них только песни на грузинском (есть пара на русском), трехструнный щипковый грузинский пандури и южноамериканские и африканские барабаны. Все остальное — классический для рок-музыки набор: гитара, бас, пианино. При этом музыканты легко переходят с одного инструмента на другой, а первый же припев, спетый всей семеркой исполнителей, поднял с песка значительную часть зрителей и заставил их приплясывать. Их музыка проста и безыскусна, такие же и тексты, и именно этим они подкупают публику.
Группа-пастиш The Bambir, умело мешая электрогитару с флейтой и народными инструментами, рок и старинные армянские баллады, аранжируя мелодии армянского композитора Комитаса, кажется, копирует все, до чего может дотянуться: гитарист и вокалист манерничает в духе Кита Ричардса, мультиинструменталист и вокалист тоже ведет себя развязно. А когда музыканты переходят с армянских песен на социально-политические, то и без того явное сходство с другими армянами — System of a Down — становится еще более очевидным: четыре армянина по-английски под альтернативный рок громко, нецензурно и с плясками обличают политику, социальную несправедливость и СМИ.
Ясмин Хамдан, первая проповедница электронной музыки на Ближнем Востоке, поет только на арабском, и ее напевы отлично сочетаются с электрогитарой, но все же здесь больше инди и электроники, чем этники. Это сочетание, кажется, могло бы ввести слушателей в транс, если бы все усилия музыкантов не распылялись на открытом воздухе: в закрытом помещении эффект был бы куда сильнее.
Эстер Рада со своим коллективом играет на поле соула, джаза и фанка, немного разбавляя его этническими мотивами. Впрочем, по словам самой певицы, их там предостаточно, только надо расслышать. Это удалось не всем — израильтяне выступали последними, из-за долгих технических настроек (в России по-другому вряд ли возможно) они вышли на сцену, когда официально мероприятие уже должно было закончиться. И многие начали уезжать, так и не распробовав весьма занятное и задорное сочетание этноджаза, R’n’B и соула с сильнейшим вокалом певицы.