Сахалин звонит дважды
На этот раз может ответить ExxonMobil
Как стало известно "Ъ", крупный нефтегазовый проект "Сахалин-1", чьим оператором выступает американская ExxonMobil, рискует повторить судьбу "Сахалина-2", вокруг которого в 2006 году развернулся масштабный скандал. Сегодня в правительстве будут обсуждаться итоги проверок проектов: по данным "Ъ", в отношении "Сахалина-1" возникли серьезные вопросы к выполнению оператором условий лицензии на добычу. Для "Сахалина-2" в 2006 году экологические претензии вылились в переход контроля от иностранных инвесторов к "Газпрому". Сейчас власти РФ в первую очередь хотят получить инструмент давления на ExxonMobil, которая в суде требует возврата части выплаченных налогов и изменения схемы их взимания.
Сегодня у вице-премьера Аркадия Дворковича пройдет совещание, на котором будут обсуждаться "предварительные итоги" проверок Роснедрами "Сахалина-1" и "Сахалина-2", реализующихся на основании соглашений о разделе продукции (СРП). Как утверждают источники "Ъ", "есть серьезные вопросы по поводу исполнения лицензии на добычу" к ExxonNeftegaz (структура американской ExxonMobil), но не к Sakhalin Energy (оператор "Сахалина-2"). О чем именно идет речь, собеседники "Ъ" не уточняют. Представители вице-премьера, Минприроды и компаний вчера от комментариев отказались.
"Сахалин-1" (по 30% у ExxonMobil и японской Sodeco, по 20% — у "Роснефти" и индийской ONGC) — проект разработки нефтегазовых месторождений Чайво, Одопту и Аркутун-Даги на шельфе Сахалина. Доказанные запасы по PRMS составляют 57,3 млн нефти и 140 млрд кубометров газа. Добыча нефти в 2014 году составила 7,6 млн тонн, газа — 10,1 млрд кубометров (в основном закачивается в пласт). "Сахалин-2" (у "Газпрома" — 50% плюс одна акция, у Shell — 27,5% минус одна акция, у японской Mitsui — 12,5%, у Mitsubishi — 10%) — проект разработки Пильтун-Астохского и Лунского месторождений на шельфе Сахалина. На базе проекта действует СПГ-завод мощностью 9,6 млн тонн в год. В 2014 году добыча нефти в рамках "Сахалина-2" составила 5,3 млн тонн, газа — 17,6 млрд кубометров.
По словам одного из собеседников "Ъ", проверка была внеплановой, скорее всего с целью "найти основания для возможных претензий". Инструмент давления понадобится в ходе переговоров правительства и ExxonMobil по поводу процесса в Стокгольмском арбитраже, куда американская компания подала иск к России в конце марта. ExxonMobil добивается возврата около $500 млн налогов, поскольку с 2009 года в России действует ставка налога на прибыль в размере 20%, тогда как проект продолжал платить прежние 35%. Российские власти переплату не признают. В конце апреля Минфин заявлял, что иск ExxonMobil основан на "избирательном толковании СРП в отрыве от других его положений и экономической логики".
Урегулировать вопрос во внесудебном порядке не удалось. Как рассказывал "Ъ" 18 марта, для этого в Москву приезжал глава ExxonMobil Рекс Тиллерсон, который встречался с Аркадием Дворковичем и министром финансов Антоном Силуановым. "Но ему было сказано, что Россия ничего не должна и будет отстаивать свою позицию",— говорит один из собеседников "Ъ". Государственная "Роснефть" в конфликте поддерживает ExxonMobil (компании являются стратегическими партнерами и по другим шельфовым проектам, но из-за санкций работы приостановлены): в мае глава компании Игорь Сечин говорил, что "в принципе мы с ними занимаем одну и ту же позицию".
Источники "Ъ", знакомые с текстом СРП "Сахалина-1", говорят, что документ позволяет разорвать соглашение в "случае приостановки разработки". "Но тут довольно широкая трактовка, любую претензию можно при желании подогнать под основания для отзыва лицензии",— считает один из собеседников "Ъ". Возможные претензии могут быть связаны с тем, что, добывая 10,1 млрд кубометров газа в год, "Сахалин-1" большую часть закачивает в пласт,— консорциум не может договориться с "Газпромом" об условиях продажи. "Роснефть" и ExxonMobil ведут переговоры о строительстве СПГ-завода для переработки газа, но тут уже мешает "Газпром", который не согласовывает доступ к своему газопроводу, необходимому для реализации проекта.
Это не первый громкий конфликт вокруг сахалинских проектов. В 2006 году к ходу реализации "Сахалина-2" предъявила претензии Генпрокуратура, а в 2006 году Минприроды отозвало экологическую экспертизу проекта, то есть фактически остановило его. По итогам проверок Росприроднадзор заявил об ущербе экологии на $50 млрд, в Счетной палате говорили о невыгодных условиях соглашения. Источники "Ъ" тогда объясняли проблемы "Сахалина-2" желанием России получить контроль в проекте. Так и вышло — уже к концу 2006 года "Газпром" приобрел 50% и одну акцию Sakhalin Energy за $7,45 млрд.
Впрочем, по мнению источников "Ъ" и экспертов, ситуация вокруг "Сахалина-1" пока не столь серьезная — о вытеснении ExxonMobil из проекта речи не идет. Глава группы "Шельфовые проекты" "Пепеляев Групп" Павел Кондуков поясняет, что, если основания прекращения, приостановления и ограничения права пользования недрами не урегулированы в СРП "Сахалин-1", есть риск применения закона "О недрах". В этом случае для отзыва лицензии может быть много оснований, добавляет юрист, например нарушение пользователем недр существенных условий лицензии, под которыми можно понимать многое. Окончательное решение за Роснедрами — именно это ведомство может принять решение об отзыве лицензии, ее приостановке или каких-либо ограничениях. Но, по мнению господина Кондукова, радикальные меры в данной ситуации вряд ли возможны, поскольку иностранные компании обычно тщательно следят за соблюдением условий лицензий, особенно после истории вокруг "Сахалина-2". Кроме того, это может быть негативно воспринято иностранными инвесторами, особенно в текущей ситуации оттока инвестиций, считает юрист.