Верховный суд не забыл об азартных и о публичных
В проекте постановления пленума Верховного суда о разъяснениях общих положений ГК упомянуты и лица, зависимые от алкоголя, наркотиков и азартных игр. Проект позволяет судам ограничивать их дееспособность даже без наличия официального диагноза "хронический алкоголизм" или "наркомания". Это же относится и к заядлым игрокам. Злоупотреблением, позволяющим ограничить дееспособность, проект признает "такое употребление, которое находится в противоречии с интересами его семьи и влечет расходы, ставящие семью в тяжелое материальное положение" (в случае с азартными играми — влечет психологическую зависимость). Азартные игроки должны, по мнению ВС, помимо труднопреодолимого влечения к игре, характеризоваться "расстройствами поведения, психического здоровья и самочувствия", которые проявляются "в патологическом влечении к азартным играм, потере игрового контроля, а также в продолжительном участии в азартных играх".
Отметим, что проект ВС не предусматривает такое основание для отказа в удовлетворении заявления об ограничении дееспособности, как "наличие у других членов семьи заработка или иных доходов". Но только если "данный гражданин обязан по закону содержать членов своей семьи", но вследствие пристрастия "не оказывает им необходимой материальной помощи, либо члены его семьи вынуждены полностью или частично его содержать".
Проект также регулирует вопросы прав на изображение гражданина. ВС напоминает, что даже размещение своего изображения самим гражданином в сети интернет не всегда дает другим лицам право на свободное использование без его согласия. Без него обнародование и использование изображения допустимо при наличии публичного интереса, например, если физлицо является публичной фигурой. При этом изображение должно использоваться в связи с политической или общественной дискуссией, либо же интерес к данному лицу является общественно значимым. ВС поясняет, что публичность лица может быть обусловлена его должностью в органах власти или ролью в общественной жизни.
Вместе с тем, говорится в проекте, необходимо согласие лица на обнародование или использование его изображения, если единственной целью этого является "удовлетворение обывательского интереса к его частной жизни либо извлечения прибыли". Если публикация изображения служит целям защиты правопорядка и госбезопасности (например, для розыска пропавших без вести или участников и очевидцев правонарушения), согласия не требуется. Касательно изображений, полученных при съемке, которая проводится в публичных местах, ГК разрешает их обнародование без согласия запечатленных на них лиц. ВС здесь разъясняет, что на таком снимке изображение гражданина не должно быть основным объектом использования и не должно привлекать главное внимание.